«Украина вернула на родину двух женщин и семерых детей из лагеря Аль-Хол в Сирии, который часто называют «лагерем беженцев». Хотя правильнее его называть фильтрационным или даже концентрационным лагерем – там находятся женщины и дети, которые жили на территориях, подконтрольных [запрещённой в РФ террористической группировке] ИГИЛ*. В том числе и те, кто были замужем за боевиками или сотрудничали с террористами. Расположен лагерь в той части Сирии, где власть принадлежит курдам»,
– сообщает украинское интернет-издание «Страна.ua».
Издание отмечает, что Аль-Хол – это место, в котором не только царят жестокие правила и нравы, но и происходит гуманитарная катастрофа. А заправляют всем местные «активистки» из приверженцев радикального ислама. Большинство стран отказываются возвращать своих граждан, находящихся в этом лагере, некоторые страны согласны вернуть только детей. Украина же удивила всех – привезла не только детей, но и матерей, которые не скрывали, что их мужья – боевики запрещённой в РФ террористической организации ИГИЛ*.
Вернувшиеся на Украину женщины родом одна из Кременчуга, вторая из Крыма. В Киеве объявили, что это лишь первый этап операции, всего же собираются привезти десятки граждан Украины, которые в настоящее время находятся на территории лагеря Аль-Хол.
Самолёт с жёнами игиловцев и их детьми приземлился в Борисполе в новогоднюю ночь. Прибывших встречали не только глава СБУ Иван Баканов и министр обороны Андрей Таран, но и депутаты и даже чиновники из офиса президента.
«Страна.ua» отмечает, что СБУ ещё с лета 2019 года пыталась переправить на Украину содержащихся в Аль-Холе женщин с детьми, однако сначала мешали военные действия, затем – пандемия. Но удивительным образом прямо под Новый год эти две проблемы были решены.
«Напомним, что год назад под этот же праздник Зеленский провёл обмен пленными в Донбассе. В этом году обмена пленными не получилось, поэтому в информпространстве активно пиарили тему возвращения украинок с детьми из Сирии под лозунгом «своих не бросаем». Правда, в данном случае есть существенное отличие – освобождённые украинки были замужем за боевиками ИГИЛ*. А потому есть риск, что они не прервали связи с террористами и могут представлять потенциальную угрозу после возвращения в нашу страну»,
– пишет автор статьи Александр Сибирцев.
И хотя в офисе президента уверяют, что вернувшиеся женщины проверены спецслужбами Украины на наличие возможных связей с террористами, журналисты располагают сведениями о том, что проверки проводились формально и на основе показаний самих женщин.
«Может, стоит оглянуться на опыт других стран, которые не принимают взрослых женщин, а забирают только детей? С которыми потом долго работают психологи, пытаясь устранить последствия воспитания исламистов»,
– рассказал журналистам издания сотрудник спецслужбы.
Лагерь Аль-Хол был создан в начале 2018 года и изначально был предназначен для беженцев той территории, где действовало так называемое «Исламское государство»*. Но вскоре его перепрофилировали только для членов семей террористов, в основном женщин и детей. В лагере ужасные условия: еды, воды и медикаментов на всех не хватает, как результат – высокая смертность. Среди обитателей лагеря более десяти тысяч иностранцев, но покинуть его территорию они не могут, так же как и вернуться домой. Россия вначале забирала своих граждан – и женщин, и детей, однако со временем отказалась от такой практики и теперь забирает только детей.
На территории лагеря действуют законы террористической группировки, что-то вроде «женского халифата».
«Поблизости от лагеря Аль-Хол есть второй лагерь, в который переводят тех женщин, которые соглашаются оставить в прошлом требования ИГИЛ* и вести светский образ жизни. Показательно, что украинок в Киев привезли из первого «игиловского» лагеря, а не из более светского. Обе женщины из самолёта выходили в традиционной исламской одежде»,
– отмечает издание.
По сообщениям СМИ, в октябре 2020 года в этом лагере содержалось 16 украинок с 43 детьми, по другим данным, там находилось 54 ребёнка. Женщины – гражданки Украины – два года пытаются добиться от киевских властей эвакуации, не скрывая при этом, что выходили замуж за исламистов, которые ехали воевать в Сирию.
С одной стороны, это граждане нашей страны, находящиеся в жутких условиях, с другой – они могут стать источником достаточно серьёзной угрозы, вернувшись на родину, считает автор.
«Поэтому если уже принято решение об их возвращении, то нужно предусмотреть и меры по жёсткому контролю за их дальнейшим пребыванием на Украине. С ними необходимо работать психологам и представителям спецслужб, чтобы выявить, насколько эти люди до сих пор заражены идеологией ИГИЛ*. И в течение ближайших лет они должны быть под очень плотным наблюдением»,
– констатирует «Страна.ua».
Но слово «должны», когда оно касается украинских властей, почти всегда расходится с реальностью. Понятно, что возвращение на Украину жён игиловцев – это ход политический прежде всего, но не гуманитарный. Иначе для чего привозить убежавшую к джихадистам крымчанку в Киев? Кстати, на возвращении на Украину жён террористов долгое время настаивали руководители так называемого запрещённого в России меджлиса*. И совсем недавно офис президента так отвечал Рефату Чубарову: «Очевидно, что вопрос о возвращении людей из вышеуказанной зоны конфликта нельзя сводить к простым медийным «эмоциональным образам о женщинах и детях». Каждый из взрослых людей, пребывавших в этом регионе на территориях, в том или ином виде контролируемых ИГИЛ*, имеет определённую личную историю. Которую нужно досконально изучить». Но прошло совсем немного времени, и «эмоциональные образы о женщинах и детях» взяли верх. Потому-то жён игиловцев теперь заворачивают в украинские флаги и пытаются к их вывозу притачать лозунг «Своих не бросаем!», совершенно неуместный в этой ситуации.
Соб. корр. ФСК
* Запрещённые в РФ организации