2021 год станет важным промежуточным этапом реформирования китайских государственных компаний (ГК), которые играют ключевую роль в экономике КНР.
Китайская история успеха основана не только на умелом сочетании рыночных и административных рычагов управления, но и (в первую очередь) на активном участии государства в экономической деятельности. Государственные компании в Китае определяют общую рыночную конъюнктуру, несут большую социальную нагрузку, обеспечивают внешнеэкономические интересы КНР.
Посредством регулирования цен на продукцию ГК, стоящих в начале цепочки производства добавочной стоимости (сырьевые, энергетические и инфраструктурные компании), правительство защищает перерабатывающие предприятия от скачков цен на мировом рынке. Китайский опыт в этой области и в целом китайская модель управляемой рыночной экономики важны и как альтернатива рыночному фундаментализму, и с точки зрения понимания путей развития в XXI веке.
Среди учёных нет единого мнения о том, как определять общественно-экономический строй, существующий в КНР: государственный капитализм это или социализм? В самом Китае его определяют, как социализм с китайской спецификой. Поэтому, учитывая китайский опыт, преимущества госкапитализма перед либеральным рынком можно рассматривать и как преимущества социализма перед капитализмом. Госкапитализм как модель экономического развития был впервые успешно применён в 1920-е гг. в СССР в виде «новой экономической политики» (НЭП), которая рассматривалась Лениным как начальный этап социализма.
ГК в Китае периодически подвергаются реформированию. Нынешний этап реформ начался в рамках действующего трёхлетнего плана (2020-2022 гг.), уточнённого на 2021 год. За первые 11 месяцев 2020 года китайские ГК провинциального и центрального подчинения получили 55,61 трлн юаней (около 8,51 трлн. долл.) доходов, что в годовом исчислении на 0,8% превышает показатели 2019 года. Правда, их чистая прибыль после уплаты налогов, составившая около 2,21 трлн. юаней, снизилась за 11-месячный период на 7,1% в годовом исчислении.
В 2021 г. реформы ГК сосредоточатся на трёх направлениях – переход ГК к акционированию и смешанной собственности; усиление рыночно-ориентированного подхода в хозяйственной деятельности; избавление от непрофильных активов. Ожидается, что данные меры в конечном счёте приведут к созданию в КНР группы государственных компаний мирового класса.
ГК, управляемые централизованно и подчинённые местным властям, пройдут акционирование и перейдут на корпоративную форму собственности, превращаясь постепенно в акционерные общества открытого типа, чьи акции будут обращаться на фондовом рынке. Изменится и форма управления этими ГК – учреждаются советы директоров в соответствии с требованиями современного корпоративного управления.
В процессе акционирования ГК будет поощряться внедрение смешанной формы собственности на предприятия. Частные компании получат право приобретать некоторую часть акций ГК. Более 200 ГК, вошедших в пилотный проект по реформированию, уже внедрили смешанную форму собственности, а некоторые зарегистрировались на фондовых рынках.
Примером реформирования крупных ГК стала China Railway Rolling Stock Corp – крупнейший в Китае производитель подвижного железнодорожного состава. Дочернее отделение этой компании в провинции Хунань ввело конкурсный порядок отбора управляющих на руководящие должности для многих подразделений, привлекая в том числе способные кадры из частных компаний. Расширение сотрудничества ГК с частными компаниями видится одним из способов повышения общей результативности экономики. Например, частные компании получат поддержку при участии в строительстве крупных железнодорожных проектов. Им будет обеспечен более широкий доступ к государственной инфраструктуре в области НИОКР. Будет ускорена аккредитация в частных компаниях технологических центров общекитайского уровня.
Необходимой мерой в деле улучшения конкурентоспособности ГК является повышение производительности труда. Для этого государственным компаниям будет оказана поддержка в расширении фундаментальных исследований и во введении инноваций, включая критические технологии.
При этом китайское государство в лице правительства сохранит контроль над всеми сторонами деятельности ГК. Правительство нацелено не допустить потерю государственных активов, то есть допуск частных компаний к акционированию ГК будет ограниченным, а акции, принадлежащие государству, не будут продаваться частным предпринимателям со скидкой. Ведь речь идёт об организационном укреплении государственного сектора.
В 2021 году с ГК будет снята часть нагрузок: они освобождаются от обязанности осуществлять социальные программы – эта обязанность перекладывается на другие государственные органы; компаниям разрешается также избавляться от некоторых непрофильных активов, сосредоточиваясь на развитии основной профильной деятельности. Таковой для ГК остаётся участие в крупных и долго окупаемых проектах – дорожно-транспортных, энергетических, строительных, промышленных.
Особое значение для китайской экономики имеют инфраструктурные проекты ГК за рубежом, важные с точки зрения доступа к мировым рынкам. Здесь большие возможности для китайских ГК открываются на рынках Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН); стороны подписали недавно соглашение о всеобъемлющем экономическом партнёрстве.
Есть у госкомпаний КНР и проекты в России. В ноябре 2020 г. Energy China подписала контракт с британской энергетической компанией Green Oil Resources Ltd на строительство в Башкирии завода по рекультивации нефтешламов (смесей из нефтепродуктов, механических примесей и воды); речь идёт о переработке загрязненной нефтью почвы и ила для извлечения остаточной нефти.
Заглавное фото: REUTERS/Tingshu Wang