Современные националисты силятся навязать белорусскому обществу представление, что Россия (Московское великое княжество, Русское царство, Российская империя) была извечным врагом белорусов. В ход пущена даже схема с указанием войн, заполнивших собою не одно столетие!
При этом игнорируется тот факт, что белорусские земли, неоднократно становившиеся ареной жестоких войн, не представляли собой отдельного государства, их население зачастую склонялось то на одну, то на другую воюющую сторону. Более того, правители Великого княжества Литовского и затем Речи Посполитой всегда питали амбициозные наступательные планы расширения своих границ на восток до Смоленска, а то до Брянска и Вязьмы.
Впрочем, как бы ни старались пропагандисты раскрутить миф о многолетних войнах, периоды мирного соседского существования длились гораздо дольше. Неоднократно с той или другой стороны возникали проекты династического союза между двумя странами (Речью Посполитой и Московским царством), чтобы во главе обоих государств стояли бы представители одной династии. Один из таких политических проектов появился в итоге русско-польской войны 1654‑1667 гг. Напомним, что эта война трактуется националистами как «уничтожение белорусской нации», и в этот контекст не вписывается такой неудобный для «национально мыслящих» факт, что не только простые жители Великого княжества Литовского, но и некоторые сенаторы Речи Посполитой склонялись тогда к выбору московского кандидата на королевский престол.
Первый шаг к соглашению о передаче королевского престола Речи Посполитой царю Алексею Михайловичу был сделан на переговорах в Вильно в 1656 г. после вступления в город русских войск. Быстрые военные успехи русской армии были бы невозможны без сочувствия местного православного населения, то есть белорусов и малорусов. Виленское соглашение о наследовании московским царём престола польско-литовского государства, уничтожении церковной унии и переходе белорусских и малорусских земель в состав Московского царства тогда не воплотилось в жизнь, но стало прецедентом для последующих переговоров плоть до перемирия между воюющими сторонами в Андрусово в 1667 г.
Новый этап дипломатических совещаний о престолонаследии начался в связи с отречением короля Речи Посполитой Яна Казимира. В Москву поступали неоднократные сообщения русских резидентов о готовности «литовских людей» «бить челом» царю Алексею Михайловичу. На этот раз речь шла о кандидатуре его сына Алексея Алексеевича, которому в феврале 1668 г. исполнилось 14 лет.
Алексей Михайлович
Лидерами «московской партии» были сенаторы Речи Посполитой от Великого княжества Литовского из фамилии Пацев (канцлер Казимир Пац, гетман Михаил Пац, трокский воевода Михаил Казимир Пац) и примыкавшие к ним Воловичи и Сапеги. Эти представители магнатских родов рассчитывали в случае удачи получить для себя новые должности в Речи Посполитой и обогатиться за счёт царских подарков. На всё это они рассчитывали, учитывая малолетство московского царевича. Характерно, что представители этой партии были уверены: русская сторона должна будет поддержать свою кандидатуру силой оружия. Поэтому магнаты Великого княжества Литовского думали укрепить своё положение при польском дворе с помощью русских денег и русских сабель, не останавливаясь перед перспективой внутренней войны. Следует добавить, что избрание на польский престол московского кандидата стало бы поводом для военного вмешательства в дела Речи Посполитой со стороны Швеции и Османской империи.
Ещё более претенциозно выглядели условия «московской партии» Речи Посполитой к московскому претенденту. Литовские магнаты просили возвращения всех земель, утраченных по Андрусовскому перемирию. То есть царь Алексей Михайлович как бы обязывался даром возвратить Смоленщину, днепровское левобережье и Киев, добытые изнурительной войной и трудными переговорами в Андрусове. Кроме того, он должен был выплатить крупный внутренний долг казны на содержание войска Речи Посполитой и внести для её пополнения сверх того ещё немалую сумму. Наконец, царевичу Алексею необходимо было принять католичество. Литовские и польские магнаты полагали, что все эти пункты стоили королевской короны. Это притом, что сын Алексея Михайловича уже официально считался наследником Московского царства и титуловался Великим Государем.
Понятно, что подобные условия были неприемлемы для московской стороны: власть короля в Речи Посполитой была сильно ограничена, и жертвы ради приобретения польской короны были бы невосполнимы. Тем более что в Москве рассчитывали путём проведения в короли царевича Алексея получить как раз обратное: закрепить пункты Андрусовского перемирия и обеспечить условия «вечного мира», прекращающего пограничные конфликты.
По итогам дипломатических переговоров московское правительство отказалось принимать участие в выборе короля Речи Посполитой в 1668‑1669 гг.
Не стоит думать, что «московская партия», в которой задавали тон литовские магнаты, выражала интересы всех поддерживающих кандидатуру царевича Алексея в Речи Посполитой. Для православных жителей актуальным оставался вопрос о гарантиях своего вероисповедания перед лицом господствовавшего латинства и унии. Не случайно именно высшие лица католической иерархии в Польше постарались собрать самые полные сведения о поддержке московского кандидата в Речи Посполитой. Гнёзненский архиепископ доносил нунцию летом 1668 г., что Великое княжество Литовское и «русская Польша» (то есть Волынь и Киевщина) никого не желают видеть королём кроме царевича Алексея. После того, как официальное выдвижение московского кандидата не состоялось, последовала реакция со стороны католического духовенства. Избирательный сейм 1669 г. по настоянию папского нунция Марескотти утвердил постановление, что король Речи Посполитой и его супруга должны быть непременно католической веры. Это решение, направленное против потенциальных кандидатов с московской стороны, должно было окончательно отстранить иноверцев от польской короны и затруднить православным жителям Речи Посполитой добиваться восстановления политических прав.
Так что попытка избрания московского кандидата в короли потерпела неудачу на стадии предварительных переговоров: условия литовских сенаторов, ратующих за царевича Алексея, были невыполнимы. Однако их узко-сословные интересы не следует отождествлять с интересами всей «русской партии» в Речи Посполитой. Представители православной шляхты, мещане и духовенство продолжали с надеждой смотреть на единоверную Москву. И одним из пунктов Вечного мира, подписанного в Москве в 1686 г., стало обязательство польской стороны не принуждать людей «благочестивой Греко-Российской веры» к вере римской или к унии.
Заглавное фото: царевич Алексей Алексеевич