«Союз поляков в Белоруссии с 2005 года постоянно преследуется властями Белоруссии. Казалось бы, за что? За то, что мы бережём наш родной язык, культуру, историю, за наше чувство гордости и свободы» – так прокомментировала глава непризнанного Минском Союза поляков в Белоруссии (СПвБ) Анжелика Борыс судебные разбирательства, инициированные белорусскими властями против польских организаций в республике и их руководителей.
Белоруссия – самая «польская» республика бывшего СССР. Этнические поляки здесь – вторая по численности национальная группа после русских. Официально 295 тыс. белорусских граждан являются поляками, но МИД Польши утверждает, что реальная численность поляков и лиц польского происхождения в республике достигает 1,2-1,5 млн. Причисление к полякам «лиц польского происхождения» позволяет количественно расширить социально-идеологическую базу польского движения в Белоруссии, которому Варшава стремится придать оппозиционную направленность. Лицом польского происхождения для МИД Польши является гражданин Белоруссии любой национальности, если хотя бы один из его дедушек/бабушек или прадедов/прабабок был поляком/полькой.
Нелегальный СПвБ Анжелики Борыс создан в противовес легальному СПвБ Мечислава Лысого. Варшава менее всего желала нормализации отношений Минска с польским нацменьшинством и потому сразу отвернулась от СПвБ Лысого. Последний занимается польской культурой и не лезет в политику; организация Борыс, наоборот, под видом защиты польской культуры пытается сколотить национальную польскую оппозицию официальному Минску и поручить ей идеологическое шефство над белорусами-католиками, на которых Варшава смотрит как на региональную разновидность поляков.
Лидеры польских организаций Белоруссии обвиняют Минск в насильственной ассимиляции, репрессиях и желании уничтожить польское национальное самосознание в республике. Однако сами обвинители с подачи Варшавы вкладывают в понятие «польского национального сознания» разрушительные смыслы, нацеленные на подрыв политики межнационального согласия в республике.
Это отчётливо продемонстрировала ситуация с высылкой из Белоруссии сотрудников Генерального консульства Польши в Бресте и Гродно Ежи Тимофеюка, Ярослава Кшёнжека и Павла Неджвецкого. Тимофеюка выслали за участие 28 февраля в мероприятии в честь «отверженных солдат» – членов антисоветского бандподполья 1944-1953 гг., виновных в нападениях на тылы советских войск и расправы над мирными жителями Белоруссии. Так, действовавшая в Западной Белоруссии банда Ромуальда Райса напала на православные деревни Лазицы, Вулька Выгоновска и др., убив 79 мирных белорусов, среди них нескольких женщин, детей и стариков. Мероприятие с участием Тимофеюка было посвящено таким, как Райс, на нём присутствовали члены харцерской организации (харцеры – польские скауты).
Прокуратура г. Бреста возбудила уголовное дело по факту намеренных действий по реабилитации нацизма и возбуждения этнической ненависти. «Облачённые в форму польской харцерской организации молодые люди пели песни и декламировали стихи в честь военных преступников, в т. ч. Ромуальда Райса», – говорится в заявлении прокуратуры. Девиз польского харцерства – Czuwaj! (Бди!). Юных белорусских граждан польской национальности приучают к мысли, что они находятся в окружении недоброжелателей, захвативших Белоруссию – польскую землю, и потому надо быть начеку.
Варшава делает вид, будто обвинения нелепы, но факты говорят обратное. Крупнейшей антисоветской группировкой в Польше была Армия Крайова (АК), отдельные командиры которой вступили в сговор с нацистами в 1943-1944 гг. Сидевшее в Лондоне командование АК планировало совместно с разгромленной фашистской Германией принять участие в будущей войне Запада против СССР. Для этого предполагалось сохранить боеспособность бывших гитлеровских дивизий, чтобы снова направить их на восточный фронт.
В современной Польше боевики АК признаны героями, и этот культ Варшава пытается экспортировать в Белоруссию через местные польские общественные организации и школы. За участие в вышеупомянутом мероприятии задержана директор польской школы им. Ромуальда Траугутта Анна Панишева. Она возглавляет некий Форум местных польских инициатив Бреста и Брестской области, который и организовал мероприятие. В отделении милиции Панишева закатала истерику, называя своё задержание незаконным.
Траугутт, чьё имя носит школа в Бресте, был одним из предводителей восстания 1863 года. Оно известно действиями т.н. польских кинжальщиков (sztyletnicy) и вешателей. Кинжальщики резали противников восстания, вешатели вешали. Польские историки оценивают количество жертв кинжальщиков в 950 человек. Жертвами польских мятежников становились православные священники, православные храмы поджигались. Называть польские школы, организации и образовательные проекты именами убийц белорусов давно стало визитной карточкой политики Варшавы на белорусском направлении. Есть школы, организации, стипендиальные программы им. Костюшко, Домейко, Калиновского и т. д.
Деятельность польских организаций в Белоруссии направлена на насильственную смену власти и принудительный разворот республики в сторону Запада. Белорусские поляки являются жителями Евразийского экономического союза (ЕАЭС) – интеграционного объединения Российской Федерации, Белоруссии Казахстана, Армении, Киргизии. Манипулируя белорусскими поляками через сеть польских организаций, Варшава пытается дестабилизировать национальную обстановку в группе стран ЕАЭС.
Эта политика не является чем-то новым. Пропагандистской обработкой умов белорусских поляков Польша занимается с начала 1990-х годов, демонстрируя отказ от взаимоуважительного диалога с Минском. Минск годами смотрел на это сквозь пальцы, лишь дозированно пресекая деятельность не в меру прытких польских активистов.
Со стороны Польши т. н. поддержка польской культуры в Белоруссии несёт исключительно конфликтный потенциал. Она направлена в основном на создание культа военизированных формирований антибелорусского толка и пропаганду идеи Речи Посполитой с Белоруссией в её составе.
Фото: Яндекс Дзен