Дорогой жизни шел к нам хлеб,
дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знают на земле
страшней и радостней дороги.
Ольга Берггольц. «Ленинградская поэма»
Удивительную историю судьбы А.Н. Косыгина мне довелось услышать во время подготовки выставки «Феномен Косыгина», проходившей в 2016 году в фонде культуры «Екатерина».
Как ни странно, но даже профессиональные историки-архивисты впервые узнали о том, что А.Н. Косыгин был одним из авторов и главным организатором «Дороги жизни» по льду Ладожского озера, снабжавшей блокадный Ленинград в дни войны. На эту тему при жизни Косыгина не было книг, статей. Почему Алексей Николаевич отказывался рассказать журналистам о своём вкладе в дело Победы и можно ли это связать только с его скромностью, останется загадкой.
Шестнадцать лет А.Н. Косыгин был главой советского правительства, он проявил себя как эффективный организатор народного хозяйства, экономист-реформатор, крупный дипломат. Но я сейчас не об этом. Я о петербургском мальчике, спасавшем во время Великой Отечественной войны родной город.
Николай Ильич Косыгин с детьми – Павлом, Марией и Алексеем (слева направо). Архив семьи А.Н. Косыгина
…После ухода из жизни жены рабочий петербургского минно-торпедного завода Николай Ильич Косыгин воспитывал трёх детей: Павла, Алексея и Марию. Отец старался обеспечить детям достойную жизнь и хорошее образование. Павел и Алексей учились и помогали сестрёнке, которая родилась больной и нуждалась в заботе. Здание коммерческого училища, в котором обучался Алексей, высится на набережной, ставшей вечным причалом крейсера «Аврора».
Октябрьская революция была судьбоносным событием для семьи Косыгиных. Николай Ильич, а вслед за ним и 15-летний Алексей ушли добровольцами в Красную армию. Впоследствии в кругу друзей Алексей Николаевич с интересом вспоминал поручения связного, которые ему приходилось выполнять. В 1921 году Косыгин был демобилизован из Мурманска как не достигший призывного возраста. В дальнейшем он считал себя штатским человеком и военную форму с тех времён ему не приходилось носить ни разу. Даже в годы Великой Отечественной войны, когда он руководил процессом эвакуации промышленности и населения СССР на восток.
Красноармеец 7-й армии Алексей Косыгин. Петроград, 1919 год. Архив семьи А.Н. Косыгина.
Несколько лет Косыгин успешно занимался кооператорской работой в Сибири и вернулся в родной Петербург (к тому времени Ленинград) для поступления в вуз только в 1930 году. Его выбором стал Ленинградский текстильный институт, который ныне является Университетом промышленных технологий и дизайна и носит его имя. Косыгин досконально изучил все тонкости своей профессии, он обладал немалым опытом организационной работы. Вскоре стал мастером, начальником цеха, затем директором Октябрьской ткацкой фабрики в Ленинграде. Считается, что образ молодого энергичного директора фабрики Косыгина получил отражение в фильме «Светлый путь».
Достаточно быстро Косыгин вошёл в ленинградское партийное руководство. Восхождение его по ступеням государственного управления было быстрым. До начала войны ему пришлось сменить должности директора ткацкой фабрики, председателя Ленинградского горисполкома, народного комиссара текстильной промышленности СССР, заместителя председателя Совета народных комиссаров СССР. В таком стремительном взлёте сыграл свою роль А.А. Жданов, представивший Косыгина И.В. Сталину. Вождь сразу оценил Косыгу, как он его иногда называл, за организаторский талант, исключительную работоспособность и преданность делу.
Грянула война. В конце июня 1941 года был создан Государственный комитет обороны (ГКО) под председательством И.В. Сталина, осуществлявший руководство многими военными и хозяйственными вопросами в период войны. Абсолютное большинство постановлений ГКО касалось эвакуации населения и промышленности, мобилизации промышленности, выпуска вооружений и боеприпасов.
Блокада Ленинграда стала одной из самых трагических страниц в истории Великой Отечественной. На заседании ГКО 17 января 1942 года было рассмотрено положение, сложившееся в Ленинграде. Было признано необходимым наращивать темпы эвакуации жителей города и направить в Ленинград Косыгина для принятия на месте необходимых решений по всем вопросам, связанным с эвакуацией населения и оборудования, а также по вопросам обороны Ленинграда. Так одним из уполномоченных ГКО в блокадном Ленинграде стал 38-летний А.Н. Косыгин, организовавший «Дорогу жизни».
Дорога жизни
В городе было нарушено теплоснабжение, начался массовый голод, люди умирали на улицах. В условиях блокады и отсутствия возможностей сухопутного транспортного сообщения с городом появился уникальный, единственный в истории проект «Дорога жизни» по льду Ладожского озера. А.Н. Косыгин и А.А. Жданов доложили план организации «Дороги жизни» И.В. Сталину и получили одобрение. Генералиссимус, поддержав предложение о создания военно-автомобильной дороги по льду Ладожского озера, не очень верил в успех и сделал на документе приписку: «Предупреждаем вас, что всё это дело малонадёжное и не может иметь серьёзного значения для Ленинградского фронта».
Дети блокадного Ленинграда
До революции в Санкт-Петербурге существовал такой необычный вид транспорта, пришедший на смену конке, как «ледовые трамваи», их пути прокладывались по замёрзшей Неве. На льду были уложены шпалы и рельсы, источником питания служил контактный провод, натянутый на вмороженные в лёд столбы. Ледовый трамвай пользовался большим успехом у пассажиров и за сезон перевозил до 900 тыс. пассажиров. Трамваи детства и натолкнули А.Н. Косыгина на идею организации перевозок людей и грузов по льду Ладожского озера. Вначале он предложил использовать для транспортировки троллейбусы, но расчёты показали, что лёд может не выдержать их веса.
Предпочтение было отдано лёгким и маневренным грузовикам ЗИС-5 (трёхтонка) и ГАЗ-АА. В кратчайшие сроки был смонтирован подводный трубопровод, снабжавший Ленинград топливом, работами руководила первая женщина-водолаз Н. В. Соколова, которой принадлежала эта идея. Все участники этих поистине героических событий прекрасно отдавали себе отчёт в том, что перевозка грузов по льду связана с большим риском. Каждая четвёртая машина не возвращалась из рейса, попадая под вражеский авианалёт или проваливаясь под лёд. Шофёры ехали с открытыми дверцами, чтобы успеть выпрыгнуть, если машина начнёт тонуть. Провалившиеся под лёд грузовики пытались вытащить, но это не всегда удавалось. Некоторое время они ещё продолжали светить фарами из-подо льда; эти страшные памятники получили название «светлаки».
«Дорога жизни» к началу февраля 1942 года была огромным хозяйством, включавшим в себя множество служб. Косыгин каждые два-три дня бывал на станции Борисова Грива, дважды объезжал по кольцевым маршрутам все пункты приёмки и отправки людей и грузов, пункты ремонта и защиты от немцев «Дороги жизни», часто посещал передовую», – вспоминал помощник Косыгина А.С. Болдырев.
Дорога жизни существовала с 12 сентября 1941 по март 1943 года. В период навигации доставка грузов по Ладоге осуществлялась судами. Сам Косыгин чаще всего с гордостью вспоминал эпизод, как он переправлялся в Ленинград на катере и попал под обстрел. Косыгин появлялся в блокадном Ленинграде не раз. Там оставался его отец Николай Ильич, категорически отказывавшийся уезжать из города. В 1942 году заместитель председателя Совнаркома приехал к отцу и сказал ему тоном, не терпящим возражений: «Надо эвакуироваться!» В результате Николай Ильич вместе с дочерью провёл несколько лет в Новосибирске вместе с семьёй сына Алексея и вернулся в Ленинград только после окончания войны.
А.Н. Косыгин с орденом Ленина и орденом Красного Знамени. 1943 год. Архив семьи А.Н. Косыгина
Отчётом о проделанной в блокадном Ленинграде работе служит докладная записка А.Н. Косыгина И.В. Сталину об эвакуации населения и оборудования из Ленинграда от 5 июня 1942 года: «Сообщаю Вам итоги эвакуации населения из г. Ленинграда с 25 января по 11 апреля 1942 года. За этот период эвакуировано из г. Ленинграда 539 400 чел… Из Ленинграда в этот же период времени проводилась эвакуация ценных материалов, металлов и оборудования, предназначенных главным образом для танковой и авиационной промышленности. За это время вывезено из Ленинграда 15 152 тонны…» На тексте помета И. В. Сталина синим карандашом: «Хорошо, нужно его наградить».
Председатель Совета министров СССР Алексей Николаевич Косыгин имел немало наград, но всегда особенно гордился этим орденом Красного Знамени. Он считал «Дорогу жизни» одним из важнейших дел своей жизни.
Заглавное фото: 100-faktov.ru