11-13 июня на полуострове Корнуолл в Британии прошла очередная встреча «семёрки» (G7). В частности, ломали головы над тем, как уберечь планету от климатической угрозы. Классическая глобалистская тема (как и тема «пандемии»)!
Открывавший дискуссию британский лорд Дэвид Аттенборо сказал: «Естественная природа сильно повреждена. Наш климат посылает нам предупреждения... Научные силы заставляют нас ответить именно в 2021 году, находимся ли мы на грани дестабилизации всей планеты. Эти решения будут наиболее важными за всю историю человечества».
Напыщенное начало. Однако обозреватель BBC Роджер Харрабин заметил: «Богатейшие нации мира, которые вызвали климатический кризис, знают, что от них ожидают, но они последовательно не хотят в полной мере отвечать за содеянное».
И это точное наблюдение. Запад не хочет сам отвечать за содеянное им в ходе индустриализации ведущих капиталистических государств мира в XIX – первой половине ХХ веков. Вот за чужой счёт – пожалуйста!
Взять хотя бы требование отказаться от каменного угля. Дело несложное: закрыть все угольные ТЭЦ и заменить атомными электростанциями или электростанциями на газе, или солнечными электростанциями. Только деньги на это нужны очень большие, которых у бедных стран нет. И начинается тоскливая песня о «шапке по кругу», которая замолкает, не дойдя до конца. В бессчётный раз клуб богатых не сумел найти 100 млрд. долларов в год для беднейших государств, у которых нет средств бороться с загрязнением воздуха. Даже если бы члены G7 наскребли эти 100 миллиардов, их бы никак не хватило на программу Рамочной конвенции ООН об изменении климата к предстоящей в ноябре в Глазго конференции (2021 United Nations Climate Change Conference – COP26 COP26).
Тереза Андерсон из организации Aktive Help говорит: «Подтверждение группой G-7 прежней суммы в 100 млрд. долл., которую уже обещали в прошлом году, даже близко не соответствует тем масштабам, которых требует срочность решения проблемы. Богатые страны, которые смогли выполнить свои обещания, предоставили деньги в виде займов, загоняющих экономики слабых государств в еще большую бедность и долги. Нужно окончательно понять, что самые слабые больше всего страдают от изменений климата и следует предоставлять им помощь в виде грантов».
Однако понять не удаётся. Джо Байден просто потребовал завязать с каменным углем раз и навсегда. «Кончайте производить электричество из угля. США точно скоро прекратят». Правда, он не уточнил, когда это будет сделано и как администрация получит разрешение в конгрессе.
Однако это не главное. Главное то, что США больше не будут финансировать угледобычу в бедных странах.
Кстати, изобрёл этот блестящий способ остановить загрязнение воздуха не Байден. Инициатива родилась в Великобритании, которая отличается талантом въезжать в рай на чужом горбу. Богатые предложат бедным странам 2 млрд. долларов для свёртывания ими угольной энергетики. Это примерно как поставка презервативов африканским племенам для борьбы с эпидемией ВИЧ. В Корнуолле собралось довольно много протестующих, которые выставили плакаты со старинной британской поговоркой: All mouth and no trousers, что в примерном переводе означает «обещаний много, а штанов нет».
Не менее заманчиво предложение англичан по всеобщему прекращению торговли автомобилями с двигателями внутреннего сгорания. В Корнуолле все с предложением согласились, но сроки устанавливать остереглись. Кстати, предложения англичан по сокращению производства цемента и стали тоже одобрили. Борис Джонсон вообще двинул идею начать кампанию борьбе с планами Китая создать гигантскую сеть путей сообщения с Африкой. От него же исходила инициатива по новому «Плану Маршалла» для строительства солнечных электростанций в беднейших странах, но безотносительно к деньгам.
В общем, фантазия участников встречи разыгралась. Оценивая эти дискуссии, бывшая представительница Франции на конференции по климату 2015 года Лоранс Тюбиана сказала: «На угрозу грозного глобального кризиса богатейшие демократии ответили планом создать план».
Договориться по вопросу о борьбе с изменениями климата не удалось. Как пишет издание Politico, «провалом и упущенной возможностью» стало отсутствие согласованной даты прекращения использования в странах «семёрки» загрязняющего атмосферу угля.
Фото: REUTERS/Pool