Президент Турции Реждеп Эрдоган на Северном Кипре

Самоощущение мировой державы

Кипр становится инструментом проецирования силы Турции за пределами её границ

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

19-20 июля президент Турции Эрдоган нанёс визит в самопровозглашенную Турецкую Республику Северного Кипра (ТРСК), где принял участие в мероприятиях по случаю 47-летия с момента вторжения турецких вооружённых сил на остров.

Кипр уже около полувека разделен на две части, а ТРСК, кроме Турции, никто не признал.

Находясь на Кипре, турецкий президент, вопреки резолюциям 550 и 789 Совета Безопасности ООН, объявил о частичном открытии территории Вароши – части города Фамагусты, который превратился в город-призрак после изгнания оттуда греков.

«Турция,заявил Эрдоган, – выступает за урегулирование конфликта на Кипре на основе принципа двух равноправных и суверенных государств. Переговоры по Кипру отныне возможны лишь на основе этого принципа». Он отверг возможность кипрского урегулирования, согласно резолюциям ООН.  Греки-киприоты отстаивают идею создания на острове единого государства на федеративной основе с учетом интересов двух общин.

Возражающих против его позиции Эрдоган называет «врагами». «Все они сегодня будут говорить о Кипре. Мы будем их слушать, но нам все равно, что они скажут», – высокомерно заявил турецкий лидер. Пренебрежительно отозвался он и о Евросоюзе. «Мы не будем прислушиваться к их советам… Мы будем делать то, что должны».

США в заявлении Государственного департамента официально осудили позицию Турции по Кипру.  Особенно резко высказался в Америке председатель комитета по международным отношениям Сената США Роберт Менендес. «Всё более агрессивная и опасная позиция Турции противоречит интересам национальной безопасности США и их ближайших союзников».

Лондон присоединился к Вашингтону: «Великобритания глубоко обеспокоена заявлением, сделанным президентом Эрдоганом во время визита на Кипр 19-20 июля 2021 года», – заявил английский МИД.

Действия Анкары осудил и Евросоюз. «Резолюции Совета Безопасности ООН, касающиеся статуса Вароши – …курортного района города Фамагуста,  должны неукоснительно соблюдаться»,– отметил Жозеп Боррель.

Самой резкой была реакция слабейшей стороны – Греции. «Турция должна немедленно прекратить свое провокационное и преступное поведение и соблюдать нормы международного права», – заявили Афины.

20 июля ситуацию на Кипре обсудили  по телефону министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и его кипрский коллега Никос Христодулидис. Лавров подчеркнул приверженность строгому выполнению резолюций Совета Безопасности ООН, предусматривающих создание на Кипре двухзональной двухобщинной федерации путем прямых переговоров греко-кипрской и турко-кипрской общин.

С политической точки зрения конфликт между Грецией и Турцией глубок: одно из государств-членов НАТО называет поведение другого государства-члена НАТО «провокационным и преступным». Пока этот факт на Западе затемняется.

Эксперт исследовательского центра PRIO (Кипр) Зенонас Циаррас комментирует поездку Эрдогана на Северный Кипр как «попытку интегрировать Восточное Средиземноморье с его архитектурой энергетики и безопасности в свою геополитическую концепцию». Увеличение числа турецких военных объектов на острове, в том числе  военно-морских баз, говорит Циаррас, «поддерживает стратегию передового базирования Турции, которая широко охватывает Ближний Восток, Кавказ, Центральную Азию и Африку; Кипр становится инструментом проецирования турецкой силы за рубежом».

Официальную Анкару мало волнует, что скажут по поводу её политики в Вашингтоне, Брюсселе или Лондоне (и совсем не волнует, что скажут в Афинах). «Нам все равно, что они скажут» – так и говорит турецкий президент.

Интересную реплику высказал старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Владимир Аватков: «На сегодняшний день Анкара скорее исходит из того, что Евросоюз должен вступить в состав Турции, чем Турция в состав ЕС… Турция в целом действует в мире, исходя из того, что она является мировой державой…»

Самоощущение мировой державы Турция демонстрирует и на других направлениях своей внешней политики – в Ливии, Сирии, Афганистане, на Кавказе, в бывшей советской Средней Азии…

Вопрос в том, как долго может оставаться в тени и не выходить на поверхность объективный конфликт неоосманского курса Эрдогана и «единственной глобальной сверхдержавы» – Соединённых Штатов.

Фото: Cyprus Mail

Другие материалы