После выхода расследования одиозной Bellingcat (сливного бачка западных спецслужб), посвященного «вагнеровцам», Зеленский и его окружение, наверное, выдохнули с облегчением.
Начиная с марта номинальный глава Bellingcat Христо Грозев регулярно грозил Зеленскому расследованием, утверждая, что операция якобы сорвалась из-за звонка из офиса президента Украины в Москву, в результате чего Киев подвёл «американских друзей». Такая «зрада» вполне могла послужить пусковым крючком очередного майдана.
И вот расследование Bellingcat появилось. Из него следует, что операцией занимались ГУР МО Украины и СБУ. О ходе операции Зеленскому регулярно докладывали глава ГУР Василий Бурба и замглавы СБУ Руслан Баранецкий. За день до отправки «вагнеровцев» в Минск глава офиса президента Андрей Ермак предложил отложить операцию на неделю, связав это с тем, что 27 июля наступало перемирие в Донбассе и скандал мог бы его сорвать. «Вагнеровцам» перебронировали билеты на новую дату, но к моменту предполагаемого вылета они уже были задержаны белорусскими властями.
Конечно, такая версия на полноценный повод для майдана не тянет, нет никаких перехваченных телефонных разговоров, «секретных» документов и т. п. В общем, дело спустили на тормозах, но следует отметить, что это совпало с новым витком информационной и не только активности вокруг Украины.
Уже несколько недель из Вашингтона и из других западных столиц идут заявления о «необычной» военной активности России возле украинских границ и чуть ли не о подготовке вторжения. «Я полагаю, вы согласитесь, это будет трагическая ошибка для Кремля думать, что можно что-то получить военным авантюризмом», – заявил на днях Борис Джонсон.
Художник Игорь Ярошенок
Ранее министры обороны Великобритании и Украины отметили в совместном заявлении, что не хотят быть враждебными России, но обеспокоены ее военной активностью на границе с Украиной. Сообщалось, что Великобритания готова перебросить до 600 бойцов сил спецназначения на Украину из-за опасений о якобы готовящемся вторжении России. Эмманюэль Макрон заявил в разговоре с Владимиром Путиным о «готовности Франции защищать Украину». Прошли внеплановые учения стран НАТО в Черном море с участием флагмана Шестого флота США Mount Whitney.
Конечно, обращает на себя внимание решение немецких властей приостановить сертификацию «Северного потока – 2»: «После детального изучения документов Федеральное сетевое агентство пришло к выводу, что сертификация оператора линии Nord Stream 2 возможна только в том случае, если оператор организован в правовой форме в соответствии с законодательством Германии». Агентство Reuters привело слова источника в немецком правительстве: «Я ожидаю, что запуск "Северного потока – 2" может быть отсрочен до марта 2022 года».
«Детальное изучение документов» – это отговорка, прикрывающая политическое решение. Немцы просто намекают на отсрочку запуска газопровода до окончания зимы, т. е. сезона, когда дефицит газа вызовет наибольшие сложности у потребителей.
Так что, Германия сама себе стреляет в ногу? Говорить об этом рано, об отсрочке сообщается на уровне утечек, официально же говорится о том, что процесс сертификации возобновится, когда оператор со штаб-квартирой в швейцарском городе Цуг передаст основной капитал, касающийся трубопровода, в собственность немецкой дочке.
Демарш серьезный. А привязка нового срока сертификации газопровода к окончанию зимы указывает на то, что основная причина такого хода связана с Украиной. ФСК отмечал, что, хотя зимний сезон еще не начался, Украина балансирует на грани энергетического коллапса: «Веерные отключения, перебои и остановки в работе промышленных предприятий, холодные дома и школы, детские сады практически неизбежны. И это обернётся для Зеленского и его камарильи проблемами куда большими, чем очередной патриотический майдан, которого они так боятся. Соединение политического и экономического кризисов, инфраструктурный коллапс могут подтолкнуть далеко идущие процессы дезинтеграции Украины. И «проект Украина» рассыпется тогда со скоростью необычайной».
Этого и опасаются на Западе. Решено отказаться от любых действий, способных дестабилизировать режим Зеленского. А спасать Киев от энергетической катастрофы, по замыслу западных стратегов, должна Россия: она, мол, обеспечит бесперебойные поставки газа на Украину (для чего понадобилась очередная задержка с «Северным потоком – 2») и возобновит экспорт угля и электричества, приостановленный после попытки украинских военных захватить поселок Старомарьевка в «серой зоне» и применения там турецких «Байрактаров».
Поэтому и пришлось В. Путину на расширенной коллегии МИД 18 ноября обозначить позицию России: «Известное напряжение там (у западных «партнеров». – А.К.) всё-таки возникло… Нужно, чтобы это состояние у них сохранялось как можно дольше, чтобы им в голову не пришло устроить нам на наших западных рубежах какой-нибудь не нужный нам конфликт…»
Дмитрий Песков уточнил: «Налицо процесс продвижения военной инфраструктуры НАТО в сторону наших границ. Украина накачивается натовскими вооружениями. Американцы, другие страны НАТО посылают туда новейшее оружие, новейшие системы вооружений. Все это вдохновляет, конечно, горячие головы на Украине на то, чтобы думать о том, как бы в условиях пробуксовки Минских договоренностей попробовать решить проблему Донбасса силовыми методами, то есть сделать еще один шаг в сторону очередной катастрофы. Вот это все и являются "красными линиями"».
Впрочем, тот или иной политический ход нередко имеет несколько подтекстов. И нынешнее обострение риторики вокруг Украины происходит на фоне активных контактов Москвы и Вашингтона по подготовке новой встречи Владимира Путина и Джо Байдена. Дмитрий Песков, отвечая на вопрос о главной теме предстоящих переговоров, сказал: «Естественно, Украина. Много споров вокруг Украины. Естественно, вокруг Украины будет и то, что для нас является крайне провокационными действиями вооруженных сил НАТО. Это у наших границ, что, конечно, не может нас оставлять равнодушным и вызывает нашу обеспокоенность, а главное, вызывает необходимость принятия адекватных мер. Но, принимая эти меры, мы все-таки действуем на своей собственной территории».
Так что во многом шум вокруг Украины – это повышение ставок перед важными переговорами.