Главное в кризисе отношений России и Запада – Украина

Главное в кризисе отношений России и Запада – Украина

Конец Минского процесса?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Вечером 26 января США и НАТО передали России письменный ответ на высказанные ею предложения по гарантиям безопасности. Хотя, по словам пресс-секретаря российского президента, официальной реакции следует подождать, в общих чертах мнение Москвы изложил 27 января  Сергей Лавров: «Там есть реакция, позволяющая рассчитывать на начало серьёзного разговора, но по второстепенным темам. По главному вопросу в этом документе позитивной реакции нет. Главным вопросом является наша чёткая позиция о недопустимости дальнейшего расширения НАТО на Восток и размещения ударных вооружений, которые могут угрожать территории Российской Федерации» (выделено нами. – А.К.).

Таким образом, следует констатировать, что ключевой вопрос кризиса в отношениях России с Западом – Украина; остальные вопросы идут, так сказать, «в комплексе».

Картина на первый взгляд выглядит так, что США, Франция, Германия пытаются убедить Киев начать, наконец, выполнять Минские соглашения. Об этом упомянул и Лавров: «Западные кураторы украинского режима заверяли нас…  что они добьются выполнения Киевом его обязательств по комплексу мер, который был в Минске в 2015 году подписан. Прежде всего, в том, что касается особого статуса Донбасса… Это обязательство на Западе лежит, и он должен обеспечить выполнение Киевом Минских соглашений».

В тот же день, 26 января, в Париже состоялась первая с лета встреча политических советников стран «нормандской четверки». Переговоры длились более восьми часов. После них стало известно о договоренности встретиться через две недели в Берлине, что, видимо, можно считать неким прогрессом (ранее такие встречи заканчивались без договорённостей о следующих контактах). По словам Дмитрия Козака, Украина попросила двухнедельный перерыв для обсуждения вопроса о прямых переговорах Киева с ДНР и ЛНР. Еще один вопрос, который будет прорабатываться во время этой паузы, – ответ Киева на предложения Донецка и Луганска, которые в разное время выносились в Трехстороннюю контактную группу.

Ранее Киев тянул время, саботируя Минские соглашения, а сейчас и двух недель ждать не пришлось: уже 27 января глава МИД Украины Дмитрий Кулеба сказал по поводу требования о прямых переговорах с ЛДНР: «Этого не случится, это вопрос принципа».  И в тот же день в ЛНР заявили о первом за десять дней тишины обстреле, в результате чего погиб военнослужащий. Это притом что в Париже стороны согласовали коммюнике о соблюдении режима прекращения огня; налицо, таким образом, не первая провокация, и видно, что серьёзных шагов на пути к мирному урегулированию Киев предпринимать не намерен.

Захотят ли США заставить украинскую власть изменить позицию? Скорее нет, чем да. Поэтому возникает вопрос: что дальше?

В Москве неоднократно заявляли, что Россия не является стороной Минских соглашений. Блинкен, находясь в Киеве, сказал, что по Минским соглашениям «Украина что-то выполнила, а что-то еще предстоит». Однако сколько ни подчёркивай приверженность Минскому процессу, долго затушёвывать тот факт, что Украина его срывает, невозможно.

Конец Минского процесса будет означать некий новый формат отношений России с самопровозглашёнными республиками. Относительно политических вариантов этого формата мы гадать не будем, но достаточно очевидно, что он выразится в интеграции республик в экономическое пространство РФ и военной поддержке в той или иной форме (а вопрос о приёме в НАТО Украины, Грузии и Молдавии будет положен в очень долгий ящик). Такие шаги России будут восприняты с облегчением и в РФ, и на Украине: дескать, «обошлось» без появления российских войск на подконтрольных Киеву территориях. Многие и так считают, что «войны между Украиной и Россией не будет». Предполагаем, что дело ограничится военными поставками самопровозглашённым республикам, с инициативой о чем 26 января выступила фракция «Единой России» в Госдуме (впрочем, это выступление можно  отнести к элементам  дипломатического маневрирования).

Что же касается отношений с Украиной на перспективу, то сошлёмся на заявление заместителя председателя Совета безопасности РФ Дмитрия Медведева от 27 января; он дал понять, что Москва больше не видит смысла иметь дело с нынешним руководством Украины:  «Думаю в конечном счёте, – сказал Медведев, – этот бардак им (украинской стороне – А.К.). просто надоест и они должны будут избрать такое руководство, которое будет проводить – нет, не пророссийскую политику, конечно, а проукраинскую политику. Но политику, которая направлена на нормальные экономические отношения с Россией, на достижение разумного баланса по самым разным вопросам, на признание геополитических реалий, включая Крым и целый ряд других вопросов».

В числе таких «геополитических реалий» может оказаться не только Крым, но и Донбасс.
 

Другие материалы