Вечером 26 января США и НАТО передали России письменный ответ на высказанные ею предложения по гарантиям безопасности. Хотя, по словам пресс-секретаря российского президента, официальной реакции следует подождать, в общих чертах мнение Москвы изложил 27 января Сергей Лавров: «Там есть реакция, позволяющая рассчитывать на начало серьёзного разговора, но по второстепенным темам. По главному вопросу в этом документе позитивной реакции нет. Главным вопросом является наша чёткая позиция о недопустимости дальнейшего расширения НАТО на Восток и размещения ударных вооружений, которые могут угрожать территории Российской Федерации» (выделено нами. – А.К.).
Таким образом, следует констатировать, что ключевой вопрос кризиса в отношениях России с Западом – Украина; остальные вопросы идут, так сказать, «в комплексе».
Картина на первый взгляд выглядит так, что США, Франция, Германия пытаются убедить Киев начать, наконец, выполнять Минские соглашения. Об этом упомянул и Лавров: «Западные кураторы украинского режима заверяли нас… что они добьются выполнения Киевом его обязательств по комплексу мер, который был в Минске в 2015 году подписан. Прежде всего, в том, что касается особого статуса Донбасса… Это обязательство на Западе лежит, и он должен обеспечить выполнение Киевом Минских соглашений».
В тот же день, 26 января, в Париже состоялась первая с лета встреча политических советников стран «нормандской четверки». Переговоры длились более восьми часов. После них стало известно о договоренности встретиться через две недели в Берлине, что, видимо, можно считать неким прогрессом (ранее такие встречи заканчивались без договорённостей о следующих контактах). По словам Дмитрия Козака, Украина попросила двухнедельный перерыв для обсуждения вопроса о прямых переговорах Киева с ДНР и ЛНР. Еще один вопрос, который будет прорабатываться во время этой паузы, – ответ Киева на предложения Донецка и Луганска, которые в разное время выносились в Трехстороннюю контактную группу.
Ранее Киев тянул время, саботируя Минские соглашения, а сейчас и двух недель ждать не пришлось: уже 27 января глава МИД Украины Дмитрий Кулеба сказал по поводу требования о прямых переговорах с ЛДНР: «Этого не случится, это вопрос принципа». И в тот же день в ЛНР заявили о первом за десять дней тишины обстреле, в результате чего погиб военнослужащий. Это притом что в Париже стороны согласовали коммюнике о соблюдении режима прекращения огня; налицо, таким образом, не первая провокация, и видно, что серьёзных шагов на пути к мирному урегулированию Киев предпринимать не намерен.
Захотят ли США заставить украинскую власть изменить позицию? Скорее нет, чем да. Поэтому возникает вопрос: что дальше?
В Москве неоднократно заявляли, что Россия не является стороной Минских соглашений. Блинкен, находясь в Киеве, сказал, что по Минским соглашениям «Украина что-то выполнила, а что-то еще предстоит». Однако сколько ни подчёркивай приверженность Минскому процессу, долго затушёвывать тот факт, что Украина его срывает, невозможно.
Конец Минского процесса будет означать некий новый формат отношений России с самопровозглашёнными республиками. Относительно политических вариантов этого формата мы гадать не будем, но достаточно очевидно, что он выразится в интеграции республик в экономическое пространство РФ и военной поддержке в той или иной форме (а вопрос о приёме в НАТО Украины, Грузии и Молдавии будет положен в очень долгий ящик). Такие шаги России будут восприняты с облегчением и в РФ, и на Украине: дескать, «обошлось» без появления российских войск на подконтрольных Киеву территориях. Многие и так считают, что «войны между Украиной и Россией не будет». Предполагаем, что дело ограничится военными поставками самопровозглашённым республикам, с инициативой о чем 26 января выступила фракция «Единой России» в Госдуме (впрочем, это выступление можно отнести к элементам дипломатического маневрирования).
Что же касается отношений с Украиной на перспективу, то сошлёмся на заявление заместителя председателя Совета безопасности РФ Дмитрия Медведева от 27 января; он дал понять, что Москва больше не видит смысла иметь дело с нынешним руководством Украины: «Думаю в конечном счёте, – сказал Медведев, – этот бардак им (украинской стороне – А.К.). просто надоест и они должны будут избрать такое руководство, которое будет проводить – нет, не пророссийскую политику, конечно, а проукраинскую политику. Но политику, которая направлена на нормальные экономические отношения с Россией, на достижение разумного баланса по самым разным вопросам, на признание геополитических реалий, включая Крым и целый ряд других вопросов».
В числе таких «геополитических реалий» может оказаться не только Крым, но и Донбасс.