Год назад у демографов на одно из первых мест вышел такой статистический показатель, как «избыточная смертность». До этого им почти не пользовались и самой избыточной смертности в большинстве стран мира не было.
Избыточная смертность – это превышение фактического количества умерших в отчётном периоде (год, месяц, неделя) по сравнению с ожидаемым уровнем смертности. А ожидаемым уровнем является тот показатель смертности, который был до этого. Чаще за базу берется не предыдущий год, а среднее значение за несколько лет. Скажем, избыточная смертность в 2020 году может быть определена как превышение числа умерших в этом году по сравнению со средним показателем смертности за предыдущее пятилетие (2015-2019 гг.).
Показатель избыточной смертности не был актуален до 2020 года, на протяжении длительного времени наблюдалось снижение смертности как в мире в целом, так и в большинстве стран. За статистику смертности в мире отвечали ВОЗ, Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН (UNDESA) и некоторые другие подразделения ООН. И вот что удивительно: последние абсолютные показатели смертности в мире, рассчитанные ООН, относятся к 2018 году. По данным ВОЗ, в 2018 году число умерших в мире по разным причинам (за исключением убийств и потерь в вооруженных конфликтах и войнах) составило 39.574 тыс. человек. А в 2010 году, по данным ВОЗ, этот показатель составлял 42.120 тыс. Снижение смертности в абсолютном выражении более чем на 2,5 миллиона человек, в относительном – более чем на 6 %. Потом цифры смертности в статистике ООН исчезают. Можно предположить, что в 2019 году тенденция снижения смертности в мире прервалась и смертность начала расти.
Отсутствие внятных данных ООН по смертности компенсируется появлением ряда экспертных оценок. Особо хотелось бы обратить внимание на такой источник, как сайт Our World in Data (OWD), где размещаются данные касательно самых разных сторон жизни в мире, в том числе демографии, медицины и здравоохранения. До 20 сентября 2021 г. эксперты OWD использовали в качестве исходного показателя среднее число смертей за 2015–2019 годы. После указанной даты базой расчетов избыточной смертности служат цифры, получаемые на основе прогнозной модели.
Ещё одним источником является база данных исследовательской группы журнала The Economist, где для расчётов используется компьютерная модель, обрабатывающая исходные данные по 223 странам.
Заслуживает внимания проект «База данных о человеческой смертности» (The Human Mortality Database, HMD), который ведется группой исследователей из Калифорнийского университета в Беркли (США) и Института демографических исследований Макса Планка в Ростоке (Германия). С мая 2020 года HMD публикует обновляемую еженедельно информацию о смертности от всех причин для 38 стран.
Показатели всех трёх групп экспертов достаточно близки или даже одинаковы, но пользоваться базой данных OWD удобнее: там представлены оценки смертности и избыточной смертности по итогам не только 2021 года, но и двухлетнего периода «пандемии». Посмотрим эти цифры.
Итак, по итогам 2020-2021 гг. избыточная смертность в мире составила 20,62 млн. человек. За это время число умерших с диагнозом «COVID-19» определено в 5,67 млн. человек. Сопоставление этих двух цифр сразу отметает представление о том, что растущая в мире смертность объясняется «пандемией»: на фактор ковида можно списать лишь 27,5% избыточной смертности. А об остальных избыточных смертях (72,5%) СМИ говорят очень мало и неохотно; видимо, чтобы меньше задумывались о «неведомых силах», которые стали уничтожать людей. По оценкам OWD, «неведомые силы» уничтожили за два года около 15 миллионов человек. За годы Второй мировой войны (1939-1945 гг.) на полях сражений, в плену и концлагерях погибло 27 миллионов человек, но это почти за шесть лет. В расчёте на год людские потери в ходе войны под названием «пандемия» оказываются страшнее, чем потери в самой страшной из мировых войн.
Специалисты называют несколько причин уничтожения 15 миллионов человек.
Причина первая. Все усилия служб общественного здравоохранения были заточены на лечении пациентов с диагнозом «ковид». Остальные больные обслуживались по остаточному принципу или не обслуживались вообще. Поэтому резко возросла смертность людей с обычными диагнозами (рак, инфаркты, инсульты, пневмония, сахарный диабет и др.).
Причина вторая. Летальность выросла в результате того, что власти и СМИ создавали атмосферу всеобщего психоза. Меры по изоляции и «самоизоляции» лишили людей свежего воздуха, солнца, движения. Всё это в совокупности подавляет иммунитет, делает людей более уязвимыми перед любыми патогенами. Кроме того, возросла склонность людей к суицидам.
Причина третья. Спад экономики, спровоцированный локдаунами, снизил доходы людей, а некоторых сделал нищими. Рост бедности тоже внёс вклад в формирование избыточной смертности (правда, этот фактор действовал преимущественно в 2020 году, в начале 2021 года началось оживление экономики).
Причина четвертая. Негативные последствия вакцинации от ковида.
Из представленных в списках OWD стран наибольшую избыточную смертность за период 2020-2021 гг. имеет Индия – 5,58 млн. На втором месте Российская Федерация – 1,08 млн. человек. Далее следуют (тыс. чел.): США – 914,6; Пакистан – 846,1; Индонезия – 835,5; Китай – 820,4; Бразилия – 692,4; Бангладеш – 627,5; Мексика – 596,6; Турция – 391,8; Египет – 352,0; Филиппины – 283,3; Иран – 270,9; Нигерия – 256,2; Южная Африка – 251,5; Ирак – 249,1; Эфиопия – 247,7; Перу – 218,1; Вьетнам – 203,0; Колумбия – 201,9; Италия – 199,2.
Некоторым странам удалось завершить двухлетний период с небольшим снижением смертности. Например, в Австралии оно составило 4,5 тыс., в Новой Зеландии – 2,3 тыс. Однако эти величины находятся в пределах допустимой статистической погрешности.
В некоторых странах, по данным OWD, доля умерших с диагнозом «ковид» в избыточной смертности была высокой, а на другие причины избыточных смертей приходился довольно скромный процент. Так, избыточная смертность за двухлетний период в США составила 914,6 тыс. человек, в том числе на умерших от ковида пришлось 867,1 тыс., или почти 95%. В Бразилии на ковид пришлось более 90% избыточной смертности. В Германии – 99%.
А например, в Бангладеш при общей величине избыточной смертности в 627,5 тыс. число умерших с диагнозом «ковид» составило 28,2 тыс., или 4,5%. Микроскопической выглядит доля умерших от ковида в общем объеме избыточной смертности Китая. В базе данных OWD значится, что количество ковид-смертей в Поднебесной равняется всего 4,6 тысячи, или 0,6% (впрочем, многие эксперты считают, что эти официальные данные Китая сильно занижены).
В целом в экономически развитых странах Запада на ковид-смерти приходится подавляющая часть избыточной смертности. А в развивающихся странах она незначительна, в любом случае меньше половины. Хотя есть исключения. Так, в Бразилии, относящейся к группе развивающихся стран, очень высокая доля ковида в избыточной смертности. В России, занимающей второе место после Индии по величине избыточной смертности, на ковид-смерти пришлось 302 тыс., или менее 30% всех избыточных смертей.
Эксперты предполагают, что в ближайшее время избыточная смертность будет расти ускоренными темпами в тех странах, где наиболее активно проводилась вакцинация от ковида. Это и многие развивающиеся страны, и практически все экономически развитые страны. Появляется все больше свидетельств того, что привитые препаратами Pfizer / BioNTech, Moderna, AstraZeneca, Johnson & Johnson и другими подобными вакцинами будут болеть и умирать с такими диагнозами, как рак, сердечно-сосудистые заболевания, тромбозы, инсульты и проч. Согласно данным военных медиков США, за полгода вакцинации военнослужащих и военных пенсионеров число новых случаев онкологических заболеваний выросло на 300 процентов.
2 февраля британское консервативное информационное агентство THE EXPOSÉ опубликовало статью Итана Хаффа (Ethan Huff) «Избыточная смертность стремительно растет в каждой стране, где широко распространена «вакцина» от коронавируса: данные» (Excess deaths soaring in every country where covid “vaccine” uptake is high: data). Большая часть статьи посвящена интервью, которое дал в январе известный английский медик и фармаколог, бывший вице-президент Pfizer доктор Майкл Йидон (Michael Yeadon). Он обратил внимание на то, что в таких странах с высоким уровнем вакцинации населения, как Германия, Израиль, Испания, Италия, Франция, Великобритания, США, в последние месяцы процент покрытия избыточной смерти с летальными исходами с диагнозом «ковид» начинает снижаться. В силу вступают какие-то другие причины повышенной смертности. Майкл Йидон предполагает, что такими причинами оказываются летальные последствия прививок. Отвечая на вопрос журналиста «А где доказательства?», английский медик говорит, что пока их действительно недостаточно, но уже в ближайшее время избыточная смертность взметнет вверх, доля ковид-смертей в избыточной смертности начнёт таять, а на первые места выйдут всем знакомые болезни. Комментируя данные Майкла Йидона о растущей избыточной смертности в самых вакцинированных странах, автор статьи пишет: «Здесь важно подчеркнуть, что это не «ковидные» смерти. В первую очередь это сердечные приступы, инсульты, тромбы, заболевания системы кровообращения и неврологические проблемы – все болезни, вызванные вакцинами, о которых врачи и ученые предупреждали с тех пор, как были введены прививки».
Фото: REUTERS/Danish Siddiqui