Специфическая роль руководства Комитета национальной безопасности Казахстана (КНБ) в январских событиях привела не только к продолжающимся арестам его руководителей Масимова, Садыкулова, Ергожина.
На недавнем брифинге начальник службы специальных прокуроров Генеральной прокуратуры Ризабек Ожаров заявил: «Нами рассматривается версия, что некоторые руководители силовых органов намеренно блокировали действия спецподразделений, призванных обеспечивать правопорядок», и выразил сожаление, что «имели место и такие факты, когда вопреки интересам проявили бездействие и должностные лица департаментов КНБ Алматы, Алматинской и Кызылординской областей».
Общественная заинтересованность причастностью КНБ способствовала тому, что с начала февраля начались некие действия и развернулась дискуссия о будущем спецслужбы Казахстана, в которой участвуют множество серьезных экспертов, в том числе и зарубежных.
В республике создана специальная рабочая группа по оценке и оптимизации структуры, задач и функций органов КНБ, в том числе Пограничной службы, Службы спецназначения «А» КНБ, Республиканского оперативного штаба по борьбе с терроризмом.
Эксперты говорят, что необходимо дождаться и результатов следствия о роли руководства КНБ в событиях января, которые нанесли сильнейший репутационный удар по имиджу комитета. Отмечается, что факт того, что уже третий председатель КНБ становится объектом уголовного расследования, заставляет задуматься.
Данияр Ашимбаев и Александр Князев считают, что, помимо версии о прямом участии КНБ, служба явно проморгала своих подопечных, которые после участия в войне в Сирии и Ираке в составе исламских радикальных группировок, явно отслеживались. Но они залегли, а после их использовали как фактор эскалации. Что называется, не уследили. Хотя глава службы антитеррора при КНБ Нургали Билисбеков, отвечающий за это направление, сохранил свой пост.
Вопросов очень много, и потому, общественные деятели и эксперты задаются вполне рациональным: а нужен ли в принципе такой орган? Если да, то он нуждается в глобальной реформации, если нет, то надо создавать новый.
Узбекский политолог-эмигрант Рафаэль Саттаров говорит, что силовой блок надо создавать с нуля, параллельно пересматривая всю политику вокруг деятельности силовиков и их полномочий.
За образец некоторые предлагают брать Федеральное ведомство по охране Конституции Германии (Bundesamt für Verfassungsschutz, BfV), которое занимается контрразведкой и наблюдением за угрозами внутри страны (наци, леваки, исламисты). Вместе с ней существует Федеральная разведывательная служба (БНД) Германии (Bundesnachrichtendienst, BND), имеющая соответствующие структуры, в том числе и по борьбе с терроризмом. BND и BfV прекрасно сотрудничают. При этом есть примеры эффективных спецслужб и на территории бывшего Союза.
Как считают эксперты, беда в том, что, стартовав преемником советского КГБ, республиканский КНБ превратился в орган обеспечивающий интересы Семьи. После комитет стал «государством в государстве», сохраняя некую невидимую конкуренцию с еще одной силовой структурой – Службой госохраны (СГО), последний руководитель которой Ермек Сагимбаев как раз и сменил на посту главы КНБ Карима Масимова. СГО тоже имеет свою структуру антитеррора, силы особого назначения и даже якобы занимается контрразведкой. Любопытно, это дублирование было специальным или бюрократическим?
Эксперты не исключают того, что КНБ должен был обеспечить планомерность транзитного сценария, как это было в Узбекистане, где СНБ Рустама Иноятова обеспечила стабильность переходного периода и даже предотвратила попытку переворота который затевал зампред СНБ Шухрат Гулямов. Иноятов встал на сторону Шавката Мирзиёева, обеспечив его безопасность и укрепление на посту главы страны. Но Масимов, видимо, имел своё видение на события.
Бахтиёр Эргашев и Александр Князев считают, что вопрос участия спецслужб в «транзите власти» сегодня весьма актуален в Таджикистане и Туркмении.
Казахстанский политолог и востоковед Ислам Кураев предполагает тотальное обновление кадров КНБ, уверяя, что ведомству нужны проверенные грамотные сотрудники. Но проверять пока нечем, а работы по направлениям деятельности спецслужб хоть отбавляй и даже больше. Не зря тот же Кураев говорит, что «вся турбулентность еще впереди».
Пока идет дискуссия, становится ясным, что, по всей вероятности, КНБ не будут заменять другой структурой, но при этом серьёзно унифицируют его полномочия и функции.
Соб. корр. ФСК