Иран – Азербайджан: будет ли достроен участок железной дороги Решт – Астара?

Иран – Азербайджан: будет ли достроен участок железной дороги Решт – Астара?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В ходе недавнего визита в прикаспийскую провинцию Гилян президент Исламской Республики Иран Эбрахим Раиси заявил о мобилизации правительством страны всех сил для скорейшего завершения строительства участка железной дороги между городом Решт и приграничной с Азербайджаном Астарой:

«Коридор Север – Юг, последним сегментом которого является строительство железной дороги Решт – Астара, обеспечит Ирану значительные экономические выгоды и будет способствовать развитию наших отношений с соседними странами».

Как пишет бакинское издание haqqin.az, за последние годы подобные заявления от иранцев звучали неоднократно. Пока железнодорожного маршрута, призванного соединить Астару-иранскую и Астару-азербайджанскую нет, но сегодня, похоже, «ситуация начинает меняться». Так, недавно посол Ирана в Баку Сейед Аббас Мусави заявил о возможности создания консорциума для завершения строительства железной дороги Решт – Астара, и «если по каким-то причинам это не случится, то Иран построит её самостоятельно».

«Железнодорожный проект Рашт – Астара будет финансироваться тремя способами: внутренним финансированием, иностранными инвестициями и бартером и мы ведем переговоры, чтобы доработать ресурсы с помощью этих методов»,

сообщил заместитель главы компании по строительству и развитию транспортной инфраструктуры Ирана (CDTIC) Аббас Хатиби. По его словам, для завершения этого мегапроекта требуется более 20 миллиардов долларов инвестиций.

В свою очередь, губернатор Гиляна Аббас Сабир отметил, что введённый недавно в действие мост через реку Астара-чай на ирано-азербайджанской границе упростит проезд грузовых автомобилей и проход граждан. Расширение на участке Решт – Астара до четырёх полос значительно повысит пропускную способность автомагистрали Баку – Астара – Решт.

По словам заместителя министра иностранных дел Ирана Мехди Сафари, Тегеран консультируется с Баку по вопросу многостороннего соглашения о коридоре «Персидский залив – Чёрное море», предполагающем перевалку через грузинские порты в сторону Восточной Европы. Пока этот маршрут работает в тестовом режиме и его коммерческую эффективность только предстоит доказать.

Можно предположить, что пробуксовка со строительством участка железной дороги Решт – Астара обусловлена не только традиционной медлительностью иранской бюрократии или недостатком финансирования, но и надеждами Тегерана на восстановление «традиционного» железнодорожного сообщения через Джульфу и далее через Армению (Мегри) в Азербайджан и Россию. Однако относительно восстановления транзитного мегринского участка, именуемого в Баку «Зангезурским коридором», и правовых механизмов его функционирования вопросов пока больше, чем ответов.

В 2021 году торговый оборот между Ираном и Азербайджаном (без учёта приграничной торговли) возрос по сравнению с 2020 годом на треть, составив 400 миллионов долларов.

Осенью 2021 года отношения между соседями по Араксу заметно обострились: Иран проводил масштабные военные учения в северо-западных провинциях, на что последовал ответ со стороны азербайджано-турецкого альянса. В последние месяцы Баку и Тегеран пытаются сгладить имеющиеся противоречия как через политико-дипломатические контакты, так и через активизацию экономических связей, включая трансграничные коммуникационные и энергетические проекты.

Соб. корр. ФСК

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться