В ходе недавнего визита в прикаспийскую провинцию Гилян президент Исламской Республики Иран Эбрахим Раиси заявил о мобилизации правительством страны всех сил для скорейшего завершения строительства участка железной дороги между городом Решт и приграничной с Азербайджаном Астарой:
«Коридор Север – Юг, последним сегментом которого является строительство железной дороги Решт – Астара, обеспечит Ирану значительные экономические выгоды и будет способствовать развитию наших отношений с соседними странами».
Как пишет бакинское издание haqqin.az, за последние годы подобные заявления от иранцев звучали неоднократно. Пока железнодорожного маршрута, призванного соединить Астару-иранскую и Астару-азербайджанскую нет, но сегодня, похоже, «ситуация начинает меняться». Так, недавно посол Ирана в Баку Сейед Аббас Мусави заявил о возможности создания консорциума для завершения строительства железной дороги Решт – Астара, и «если по каким-то причинам это не случится, то Иран построит её самостоятельно».
«Железнодорожный проект Рашт – Астара будет финансироваться тремя способами: внутренним финансированием, иностранными инвестициями и бартером и мы ведем переговоры, чтобы доработать ресурсы с помощью этих методов»,
– сообщил заместитель главы компании по строительству и развитию транспортной инфраструктуры Ирана (CDTIC) Аббас Хатиби. По его словам, для завершения этого мегапроекта требуется более 20 миллиардов долларов инвестиций.
В свою очередь, губернатор Гиляна Аббас Сабир отметил, что введённый недавно в действие мост через реку Астара-чай на ирано-азербайджанской границе упростит проезд грузовых автомобилей и проход граждан. Расширение на участке Решт – Астара до четырёх полос значительно повысит пропускную способность автомагистрали Баку – Астара – Решт.
По словам заместителя министра иностранных дел Ирана Мехди Сафари, Тегеран консультируется с Баку по вопросу многостороннего соглашения о коридоре «Персидский залив – Чёрное море», предполагающем перевалку через грузинские порты в сторону Восточной Европы. Пока этот маршрут работает в тестовом режиме и его коммерческую эффективность только предстоит доказать.
Можно предположить, что пробуксовка со строительством участка железной дороги Решт – Астара обусловлена не только традиционной медлительностью иранской бюрократии или недостатком финансирования, но и надеждами Тегерана на восстановление «традиционного» железнодорожного сообщения через Джульфу и далее через Армению (Мегри) в Азербайджан и Россию. Однако относительно восстановления транзитного мегринского участка, именуемого в Баку «Зангезурским коридором», и правовых механизмов его функционирования вопросов пока больше, чем ответов.
В 2021 году торговый оборот между Ираном и Азербайджаном (без учёта приграничной торговли) возрос по сравнению с 2020 годом на треть, составив 400 миллионов долларов.
Осенью 2021 года отношения между соседями по Араксу заметно обострились: Иран проводил масштабные военные учения в северо-западных провинциях, на что последовал ответ со стороны азербайджано-турецкого альянса. В последние месяцы Баку и Тегеран пытаются сгладить имеющиеся противоречия как через политико-дипломатические контакты, так и через активизацию экономических связей, включая трансграничные коммуникационные и энергетические проекты.
Соб. корр. ФСК