Милитаризм Макрона усилил дезертирство во французской армии

Физический уровень новобранцев в последние годы неуклонно снижается

19 марта 2025 года Национальная ассамблея Франции опубликовала доклад под названием «Recrutement et fidélisation: gagner la bataille des ressources humaines du ministère des Armées» («Набор и удержание: битва за человеческие ресурсы в Министерстве вооруженных сил»), в котором говорится о резком увеличении дезертирства во французской армии, начиная с 2022 года. 

Авторы доклада отметили, что с 2022 года значительно возросло количество дезертирств, особенно в армии. Согласно данным, собранным экспертами французского Генерального штаба, в период с 2017 по 2021 год число дезертирств в среднем составляло менее тысячи в год, а самый низкий уровень наблюдался в 2020 году (834 случая), вероятно, из-за «пандемии» COVID-19. Затем в 2022 году число случаев дезертирства значительно возросло (1485) и поныне остается на высокем уровне. Французский флот, а также воздушно-космические силы, относительно мало затронуты этим явлением – ежегодно регистрируется несколько десятков случаев.

В докладе указывается на «трудно поддающуюся моделированию незрелость» некоторых новобранцев и на трудности с соблюдением ими контракта, а также на общую проблему адаптации к военной жизни. Также осуждается чрезмерно мягкая система правосудия, поскольку часто выносимые приговоры заменяются условными, а иногда и прекращаются без дальнейшего рассмотрения. 

«Парижская прокуратура систематически прекращает дела без дальнейшего рассмотрения», – сожалеют авторы доклада.

Чтобы переломить эту тенденцию, вооружённые силы, как говорится в докладе, предпринимают такие усилия, как программа «Лояльность 360», помощь с мобильностью семей, включение бонусов в пенсии с 2026 года. Всего рекомендуется 12 мер, включая повышение заработной платы и создание единых центров подбора персонала в каждом департаменте.

Отмечается, что, несмотря не все эти меры, «для некоторых солдат дезертирство остается простым решением, дающим немедленный эффект».

Во время рассмотрения отчета в Национальной ассамблее авторы доклада сослались на мнение социологов, которые указали, что общий термин «непригодность к военной службе» на самом деле может скрывать непригодность вооруженных сил для определенных социальных групп». Поэтому «целесообразно провести более детальную работу, чтобы понять причины, которые толкают некоторых людей покидать вооруженные силы, порой самым жестоким образом, то есть дезертировать».

Нельзя не отметить, что в объёмистом докладе депутатов французского парламента, основанном на данных Генштаба, ни сном, ни духом не затрагиваются истинные причины серьёзного роста дезертирства из армейских рядов, которое не удается сдержать ни финансовыми бонусами, ни репрессивными мерами.

А дезертирский ларчик между тем открывается весьма просто.

«Для поколения 2010-х годов асимметричная война в составе экспедиционных сил (против партизан в тапочках. – В.П.) стала горизонтом ожиданий для всех сухопутных войск. В этот период французская армия достигла своих целей по набору новобранцев, как никакая другая армия в Европе. Похоже, этот цикл подходит к концу», – пишет французский геополитический портал Conflits, отмечая, что возвращение «высокой вероятности войны в Европе» вызвало решение политических кругов Пятой республики «перейти от французской армии, сосредоточенной на антитеррористических операциях в “кризисной дуге”, к армии, противостоящей России», но «французский солдат остался часовым против джихадистов на территории [своей] страны».

Вслух говоря, французы не жаждут идти воевать за тридевять земель против русской армии с высокой вероятностью гибели в жирных украинских черноземах, на корню скупленных американским инвестфондом BlackRock

Немаловажно и то, что физический уровень французских новобранцев в последние годы неуклонно снижается, как заявил недавно главный врач Вооруженных сил Франции генерал Жак Маржери.

По его словам, «это проблема общественного здравоохранения: армия является отражением французского общества, страдающего от малоподвижного образа жизни, нездоровой пищи и курения».

«Во Франции почти половина населения имеет избыточный вес, а чуть менее 20% страдают ожирением. В армии эти цифры неизбежно ниже, чем среди населения в целом, но не намного. 43% военнослужащих имеют избыточный вес, а 10% страдают ожирением. В Военно-морском флоте есть мужчины и женщины, которых больше нельзя отправлять на военные корабли. В армии солдаты признаются непригодными к зарубежным операциям. А половина случаев нетрудоспособности военных обусловлена ​​ожирением», заявил Маржери во время визита в одну из воинских частей. 

«50-летние военные показывают лучшие результаты в тестах по физическим нагрузкам, чем 20-летние. Инструкторы отмечают, что из года в год молодые кандидаты становятся менее устойчивыми к нагрузкам, быстрее устают и чаще утруждают себя телефонами.

В армейской школе унтер-офицеров в Сен-Мексане, в департаменте Дё-Севр, мы видим очень низкий уровень подготовки молодых новобранцев в таких элементарных вещах, как бег, отжимания, плавание и лазание по канату…

Во французской армии не хватает новобранцев. Французская армия должна ежегодно набирать 16 000 солдат. В 2023 году впервые пропало без вести (то есть дезертировало. – В. П.) более 2000 человек», пишет еженедельник Le Point, откровенно признавая, что выхода из такой ситуации не видно от слова совсем.

«Единственное решение – быть менее требовательным к физическим критериям, особенно, например, при подборе ИТ-специалистов. А к остальным армия тоже приспособится. Набирают молодых людей с избыточным весом, которые не очень хороши в спорте и не очень быстро бегают, в надежде вернуть им форму во время тренировок, прежде чем отправлять на операции», – предлагает издание. 

В конце марта прошлого года обозреватель газеты Le Figaro Рене Жирар предсказал неминуемый провал и разгром французской армии при попытке вмешаться в военный конфликт на Украине. 

«Военнослужащие французской армии не имеют достаточного опыта и ресурсов для ведения боя против российских войск на Украине. Российские солдаты …имеют боевую закалку, поскольку непосредственно участвуют в [масштабном] военном конфликте. За последние лет десять французские войска сражались лишь с исламскими радикалами, разгуливающими в обычных сандалиях… Есть ли на сегодняшний день у французской армии средства, чтобы вести конвенциональную войну с Россией? Ответ отрицательный. … Она [Франция] способна вести только точечные операции за рубежом», – подытожил Рене Жирар.

Французский писатель и философ Люсьен Серис, прибывший в Запорожскую область для наблюдения за ходом выборов Президента РФ в марте 2024 года, в интервью ТАСС отметил, что французская армия небоеспособна, ее разлагают либеральные ценности и идеология «открытого общества», а президент Эмманюэль Макрон не способен правильно оценить ситуацию с конфликтом на Украине, заявляя о возможности отправки войск для участия в боевых действиях против России. 

«Французская армия полностью небоеспособна, участие в войне [с Россией] – это суицид. Да, у Франции есть нерегулярные части сил специальных операций, которые могут участвовать в террористических акциях с бандеровцами, но это максимум. Продажей технологий мы можем помочь, но это и все. Войну одними дронами не выиграть. Нужно иметь сильную армию, какую сейчас имеет Россия, а также людей, которые могут воевать», – заявил Серис, подчеркнув, что либеральные течения культивируются во французских войсках уже 15 лет.

«В то время как Франция демонстрирует свои военные амбиции в европейском масштабе, парламентский отчет, опубликованный 19 марта, свидетельствует о тревожном ослаблении армии. Не подлежит сомнению: дезертирство растёт, молодые рекруты дезориентированы, санкции неэффективны. Контраст разительный… Армия сталкивается с молчаливым, но тревожным сокращением своего личного состава», пишет французский журнал Frontieres, отмечая шокирующий разрыв между стратегическими выдумками Макрона и реальными настроениями французской молодежи, не готовой жертвовать жизнью ради амбиций новоявленного Бонапарта.

Другие материалы