Нынешние санкции Запада против России затруднили или даже сделали невозможными ее платежи и расчеты с нерезидентами по обычным каналам. Заблокированы операции ряда российских банков с использованием системы СВИФТ. Закрыты корсчета российских кредитных организаций в банках США, ЕС и других стран Запада. «Простреливаются» обходные пути проведения расчетов – через банки третьих стран (не относящихся к категории «недружественных государств»), Вашингтон и его союзники грозят вторичными санкциями таким банкам и государствам. Так, Пекин не поддерживает антироссийские санкции, однако некоторые китайские банки предпочитают перестраховываться и воздерживаются от обслуживания российских клиентов.
Известен старый проверенный способ обхода ограничений и запретов по торговым расчетам в долларах США и других ключевых валютах коллективного Запада – встречная торговля. У нее есть разновидности. Самая распространенная – бартер, обмен товаров или услуг одного государства непосредственно на товары или услуги другого государства без использования денег в качестве средства покупки или платежа.
Другие схемы могут предусматривать использование денег, причем не обязательно ключевых валют (доллар, евро и др.), это могут быть национальные валюты стран-партнеров. Так, компании Ирана, который уже более сорока лет находится под санкциями, поставляют нефть в Китай. Выручка от иранского экспорта зачисляется на счет китайского банка в юанях. Далее иранские компании осуществляют закупки китайских товаров за счет юаней с указанного счета.
Советский Союз в 70-80-е годы широко использовал так называемые компенсационные сделки как разновидность встречной торговли. Они не предполагали использование валютных расчетов. Американские и другие западные компании поставляли в нашу страну комплектное оборудование для производства различных товаров, это был своеобразный товарный кредит. Оплата кредита производилась поставками тех товаров, которые производились в СССР с использованием комплектного оборудования. В качестве примера можно привести сделку американской компании «Оксидентал Петролеум» (Арманд Хаммер) по поставке оборудования для заводов по производству аммиака на территории СССР. Поставки оборудования погашались поставками аммиака.
Одной из разновидностей компенсационных соглашений в интересах СССР стала сделка «газ – трубы», названная «сделкой века». Европейские страны поставляли в первой половине 80-х годов Советскому Союзу трубы большого диаметра для строительства газопровода. «Сделка века» была выгодна Западной Европе, поскольку договор предусматривал поставки газа по фиксированным ценам на 25 лет. Это были беспрецедентные условия в мировой практике. Запад обязывался поставлять трубы, компрессоры и другое оборудование. Европейские банки согласились кредитовать эти поставки.
Из 100 предприятий «компенсационного типа», построенных в СССР с 1976 по 1986 год, 31 предназначалось для выпуска минеральных удобрений, 49 – для производства другой химической и нефтехимической продукции (крупнотоннажная химия), остальные были сооружены в газовой, угольной, лесоперерабатывающей отраслях. В XI пятилетке на «компенсационные сделки» приходилось 100% советского экспорта газа на Запад, 67% аммиака, 40% деловой древесины, 75% метанола, 35% каменного угля и т. д. Экспортные поставки шли по нарастающей: в 1976 году они составляли лишь 0,2 млрд. руб., в 1985 – уже 4,0 млрд. Всего за это десятилетие (1976-1985 гг.) в счет «компенсации» на Запад было отправлено топлива, сырья, химических товаров на 22,5 млрд. руб.
Компенсационные сделки имели для нас свою плюсы и минусы. С одной стороны, они давали нам валютную выручку, достаточно быстро окупались. С другой стороны, они усиливали сырьевую ориентацию нашего экспорта. В стратегическом плане это вело к ослаблению экономической безопасности страны. Некоторые аналитики предполагают, что именно из этого исходили власти США, когда они на удивление легко дали, например, «зелёный свет» сделке с участием американской компании по строительству аммиачных заводов в СССР. Не разделяю мнения некоторых экспертов, которые предлагают использовать компенсационные сделки в условиях нынешней экономической войны против России.
А вот вспомнить и возродить в качестве альтернативного средства международных платежей и расчетов валютные клиринги считаю вполне уместным. Классический валютный клиринг – система расчётов между участниками внешней торговли на основе межгосударственных соглашений. Такие расчеты становятся обязательными для всех экспортеров и импортеров стран-участниц клирингового соглашения. В результате зачетов встречных требований и обязательств возникает сальдо клиринга. Важным элементом валютных клирингов являются клиринговые банки, которые занимаются учетом и зачетом упомянутых требований и обязательств, также могут кредитовать участников клиринговых операций. Такие валютные клиринги зародились на рубеже 20-30-х годов ХХ века, после начала мирового экономического кризиса. Первое клиринговое соглашение было заключено в 1931 г. между Швейцарией и Венгрией. В марте 1935 г. было подписано 74 клиринговых соглашения, в 1937 г. – 169. После Второй мировой войны в связи с кризисом платежных балансов, «долларовым голодом», усилением инфляции и валютных ограничений, истощением золотовалютных резервов большинства стран Западной Европы количество двухсторонних клирингов увеличилось с 200 в 1947 г. до 400 в 1950 г. На них приходилось 2/3 товарооборота между европейскими государствами. В целом в системе мирового капиталистического хозяйства в середине 1950-х гг. с помощью валютных клирингов обслуживалось 50% всех международных расчетов. В 1950-е годы многие страны стали переходить к созданию многосторонних клирингов. В Западной Европе таковым был Европейский платежный союз (ЕПС) в составе 17 стран, который был создан в июне 1950 г. и просуществовал до декабря 1958 г.
В послевоенные годы СССР стал выстраивать расчёты со многими соседними странами на основе двухсторонних клирингов. Существование в Советском Союзе планового хозяйства и государственной монополии в сфере внешней торговли и валютных операций способствовало организации клиринговых расчетов. Кстати, такие клиринговые соглашения «подтягивали» наших соседей (страны народной демократии) до понимания того, что условием успешного торгово-экономического сотрудничества является организация плановой экономики и государственной монополии в сфере внешнеэкономической деятельности. Конечно, какое-то сальдо по клирингам всегда существовало, но его погашение производилось преимущественно товарными поставками, иногда золотом, иногда ключевыми валютами, иногда национальными денежными единицами. Клиринги фактически были неотъемлемой частью двухсторонних торговых соглашений между СССР и социалистическими странами Восточной Европы. Сначала эти соглашения заключались на один год, позднее на 3-5 лет. Некоторые двусторонние валютные клиринги стали трансформироваться в трехсторонние, что повышало гибкость торговых и расчетных операций.
В 1957 году в Варшаве во время восьмой сессии Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) было подписано соглашение об организации многостороннего валютного клиринга. Клиринговые операции были возложены на Расчетную палату, в которой уполномоченные банки стран-участниц открывали свои клиринговые счета. Лимит возможной задолженности каждого банка Расчетной палате определялся в 3% суммы общего экспорта товаров по двусторонним торговым соглашениям. В рамках клиринговых расчетов СССР с другими социалистическими странами использовался клиринговый рубль (приравненный к советскому рублю), который выступал в качестве расчетной денежной единицы и региональной валюты. В начале 1964 года на смену клиринговому рублю пришел переводной рубль – наднациональная денежная единица международных расчетов стран-участниц СЭВ. Клиринговый рубль и переводной рубль были безналичными деньгами, они не использовались для обслуживания внутренних расчетов стран-участниц. Клиринговый рубль в расчётах с третьими странами не применялся. Клиринговые (как и переводные) рубли обменивались на национальные валюты по официальному курсу.
У клирингового и переводного рублей много сходного. Так, у обеих денежных единиц было одинаковое золотое содержание – 0,987412 г. чистого металла (естественно, что ни клиринговый, ни переводной рубль на золото не разменивались). Отличие клирингового от переводного рубля заключалось в том, что первый применялся на основе двухсторонних соглашений между странами, а второй – на основе многостороннего международного соглашения между странами-членами СЭВ. Если расчёты в клиринговых рублях производились только через национальные банки, то расчёты в переводных рублях осуществлялись через единый центр – Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС).
Клиринговый рубль в расчетах между странами СЭВ с 1 января 1964 года был заменён переводным рублём. Однако клиринговый рубль не исчез, он продолжал использоваться в расчетах с КНДР. Более того, в 1970-е гг. действовал двусторонний валютный клиринг СССР – Финляндия. Мы торговали с капиталистической страной без использования американского доллара и иных свободно конвертируемых валют.
СССР использовал клиринговые расчеты для обеспечения торговли также со странами, которые не были членами СЭВ или даже не входили в состав социалистического лагеря. Прежде всего, это страны третьего мира. Например, существовал двухсторонний клиринг с Индией, валютой клиринга была индийская рупия. Аналогичное соглашение было заключено с Пакистаном, клиринговой валютой была пакистанская рупия. Кстати, ряд других социалистических стран торговал с Индией и Пакистаном, используя клиринговые расчеты с помощью индийской и пакистанской рупий. Югославия среди социалистических стран занимала особое место. Она не была членом СЭВ, не присоединилась к соглашению об использовании переводного рубля, имела достаточно ярко выраженную экономическую ориентацию на Запад. У Советского Союза с Югославией в 1970-е гг. торгово-экономические отношения строились на базе клиринговых расчетов, а клиринговой валютой был доллар США. Непростыми в это время были у нас отношения и с Китаем. Тем не менее наши страны заключили соглашение о клиринговых расчетах, в которых клиринговой валютой выступал швейцарский франк.
По примеру СССР и других социалистических стран клиринговые соглашения заключали между собой многие страны третьего мира. Клиринговые расчёты в послевоенные десятилетия были важным способом сбережения социалистическими и развивающимися странами резервных валют, в первую очередь доллара США. Использование клирингов било по интересам хозяев ФРС, которые печатали эти самые доллары и получали с каждой «зеленой бумажки» большой эмиссионный доход. Клиринговые соглашения мешали экспансии американского доллара, особенно после того, когда в 1976 году на Ямайской конференции был отменен золотодолларовый стандарт и на смену ему пришел бумажно-долларовый стандарт. «Хозяева денег» сделали ставку на валовые расчеты по внешней торговле и приступили к методичному разрушению валютных клирингов.
Накануне разрушения СССР произошло упразднение переводного рубля и многостороннего клиринга в рамках СЭВ (в силу разрушения социалистической экономической интеграции). Российская Федерация пыталась создавать интеграционные союзы со странами ближнего зарубежья. В 1994 году Россия и ряд других стран-членов СНГ заключили соглашение о создании Платежного союза. Фактически речь шла о создании многостороннего клиринга, тогда не было достаточных политических и экономических условий для валютной интеграции, Платежный союз так и не состоялся.
Одним из факторов, тормозящих развитие торгово-экономических отношений между странами СНГ, является несбалансированность их взаимной торговли, а также высокий удельный вес доллара и евро во взаимных расчетах. Напрашиваются первоочередные шаги по исправлению этой ненормальной ситуации. Прежде всего, очевидна необходимость заключения между странами соглашений о торговле со сбалансированными объемами экспорта и импорта, причем желательно не на год, а на более длительную перспективу. Однако реализация такой меры возможна лишь при ведении хозяйства на плановых началах и существовании государственной монополии внешней торговли (ГМВТ). Или, по крайней мере, жесткого государственного регулирования сферы внешнеторгового обмена.
Наверное, назрело время восстановления министерства внешней торговли, которое было уничтожено в пылу «демократических реформ». А после такой подготовительной работы можно и даже нужно возвращаться к хорошо зарекомендовавшей себя практике валютных клирингов. К настоящему времени в полной мере условия для клиринговых расчетов сложились в экономических отношениях Российской Федерации и Республики Беларусь. На очереди – проекты валютных клирингов РФ с КНР, Ираном, Индией.