Напрасно, напрасно Западная Европа размечталась о том, что, забросав своевольную Польшу кредитами, она однажды сможет поставить эту страну во фрунт и потребовать от неё подчинения верховенству общеевропейского закона. То есть правилам Европейского союза.
Кредитов Польша набрала изрядно – более 160 млрд. евро, и это позволило ей развить хозяйство, подретушировать невеселый прежде вид городов и выровнять дороги, чем поляки гордятся как своим достижением. Однако с верховенством европейского закона не задалось. Ведь не может польская душа без буйной шляхетской свободы! В первую очередь судей польские чиновники решили выращивать по собственному усмотрению. Конфликт между Польшей и ЕС начался после принятия Варшавой в феврале 2020 года закона о судебной реформе, по которому были изменены процедура назначения судей польского Верховного суда, требования к ним, пенсионный возраст судей, а также введена новелла о праве президента Польши переназначать судей по своему желанию.
Ещё раньше польские СМИ были превращены в инструмент власти. Вопреки речам европейцев о свободе для СМИ партия «Право и справедливость» (ПиС) в 2015 году сменила руководство общественных телерадиовещателей, заставила всех дудеть в одну дуду и поместила СМИ под свирепый контроль спецслужб. Насмотревшись на эту демократию по-шляхетски, Европейский суд по правам человека решил, что Польша грубо нарушает европейское право, ставя национальные законы выше европейских.
Дошло до того, что Европарламент утвердил резолюцию, в которой призвал Еврокомиссию и Совет ЕС немедленно инициировать судебное разбирательство из-за нарушения Польшей принципов верховенства европейских законов. И заодно отказать Варшаве в выделении средств из фондов ЕС. А средства эти полякам были срочно нужны. Из пакета экстренной помощи Евросоюза объемом в 1,08 триллиона евро Польше планировалось передать в общей сложности 25 млрд. евро. Однако все призывы ЕС поляки упорно игнорировали. Дело кончилось тем, что их обложили штрафом в 1 млн. евро в день. Брюссель дождался, пока сумма польского долга по штрафу составит 100 млн. евро, а потом включил счётчик и пообещал заморозить выплаты в бюджет Польши.
Евросоюз грозит также заблокировать доступ к грантам на развитие и структурные проекты на 2021-2027 годы на сумму около 70 миллиардов евро. Халява для поляков стала заканчиваться! А если прибавить сюда предстоящие выплаты по ранее набранным кредитам, перед Варшавой возникает перспектива «ели, пили, веселились, подсчитали – прослезились». По оценкам Oxford Economics, если ЕС прекратит выплаты Польше до конца 2023 года, злотый может потерять более 12 процентов по отношению к доллару, а рост ВВП замедлится на 1,4.
Этот скандал в благородном семействе мог бы продолжаться долго, не подвернись Варшаве Украина.
С одной стороны, ограбленная, обнищавшая и готовая отдаться залетному молодцу «незалежная» не прочь устроить полякам удовольствие – сотворить с ними империю «от можа до можа», о чем мечтали поколения гоноровой шляхты. А тут мечта сама идет полякам в руки, нужно лишь не теряться. С другой стороны, объединение Польши с воюющей страной изменит ее статус в ЕС. Не обнаглеют же европейцы до такой степени, что откажут сражающейся Польше в списании долгов и новых траншах на «общее дело»? Удача летит в руки, и Анджей Дуда летит в Киев. Там он обнимается с Зеленским, и они вместе строят воздушные замки «новой империи», в которой поляки станут членами Рады, правительства, спецслужб и всей бижутерии, изображающей украинское государство. Необычной выглядит эта встреча в Киеве поляка и украинского еврея, будто оба чего-то нанюхались. Думали ли они, как на их планы отреагируют европейцы, которым за конфликт на Украине приходится платить всё дороже?
Полякам не терпится словить рыбку в мутной воде, но, если образуется новая уния, Польша для ВС РФ станет воюющей стороной. Очевидно одно: аэропорт и перевалочные узлы в польском Жешуве превратятся в цель, а небо Украины будет закрыто российскими ПВО для прекращения военных поставок.
Гадать, во что выльется эта химерическая уния, преждевременно, но то, что старые споры восточных и западных славян вспыхнут с новой силой, несомненно.