В рамках тотального идеологическо-дипломатического наступления, осуществляемого на Россию коллективным Западом и марионеточных киевских властей, обращает на себя внимание маниакальное стремление любой ценой изгнать нашу страну из Совета Безопасности ООН.
В феврале Верховная рада Украины призвала исключить Россию из СБ Безопасности ООН и усилить санкции против «всех россиян».
Неоднократно требовал сделать это, ссылаясь на «военные преступления» России, и Зеленский. В апреле с. г., выступая по видеосвязи перед членами Совета Безопасности ООН, он предложил Совбезу либо исключить из своего состава Россию, либо самораспуститься.
Тщетность попыток такого рода признал даже Белый дом, устами своего пресс-секретаря заявивший, что США не видят возможности лишить РФ статуса постоянного члена СБ ООН. Хотя там со статусом нашей страны не согласны и, как заявила 8 июня постоянный представитель США при ООН Линда Томас-Гринфилд на слушаниях в комитете по ассигнованиям палаты представителей Конгресса США, американская администрация изучает, «какие реформы можно осуществить, чтобы ограничить влияние в Совете Безопасности ООН таких стран, как Россия, которые ослабляют наши усилия в контексте мира и безопасности».
Так или иначе выставить за дверь Россию не получится. И нет в мире такого международно-правового механизма, как еще в марте в интервью телеканалу Аl-Jazeera заявил глава российского МИД Сергей Лавров.
Однако Киев не унимается. Одновременно предпринимаются попытки поднять дипломатический статус Украины. Этим еще в 2015 г. отметился тогдашний премьер Арсений Яценюк, заявивший, что «Украина является основательницей Организации Объединенных Наций».
А вот Россия, оказывается, попала в кресло постоянного члена Совбеза ООН «при крайне сомнительных обстоятельствах», утверждает министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба. Он не признает статус РФ как правопреемницы Советского Союза и рассчитывает на «принципиальность юристов Секретариата» всемирной организации в проведении «правового анализа» законности предоставления России статуса постоянного члена СБ ООН.
Пан Кулеба упустил из виду, что если следовать его логике, то и современная Украина стала членом ООН «при крайне сомнительных обстоятельствах», поскольку ее предшественница – Украинская ССР, будучи союзной республикой в составе СССР, в 1991 г. имела иной статус и ограниченный международный суверенитет. Так что самое время напомнить исторические факты.
Члены делегации УССР на 1 сессии ГАООН. Справа налево Д.С. Мануильский, Н.П. Бажан, А.Война, Н.Н. Петровский
Впервые предложение о том, чтобы все советские союзные республики вошли в число «первоначальных участников Организации», по поручению, полученному из Москвы, выдвинул посол СССР в США А.А. Громыко 28 августа 1944 г. на заседании глав делегаций на конференции антигитлеровской коалиции в Думбартон-Оксе, обсуждавшей вопросы послевоенного устройства мира, учреждения международной организации по поддержанию мира и безопасности. Позднее в документах Госдепа США и в западной литературе это предложение А.А. Громыко получило название «вопрос Х», или проблемы «множественного членства СССР в ООН».
Получив от руководителя американской делегации, заместителя государственного секретаря США Э. Стеттиниуса доклад об этом, президент США Ф. Рузвельт и госсекретарь К. Хэлл энергично выступили против советского предложения. В своем кругу Ф. Рузвельт заявил, что в таком случае США могут просить о приеме в ООН всех своих 48 штатов. По дипломатической линии Ф. Рузвельт рекомендовал поставить вопрос о членстве советских республик лишь после того, как организация будет создана. 28 августа Э. Стеттиниус сообщил об этом А.А. Громыко, предложив не включать в протокол заявление советского посла, но тот не согласился, хорошо сознавая, что протокольная запись сама по себе является актом действия.
Это понимали и западные партнёры по переговорам. 31 августа 1944 г. А.А. Громыко пригласил на беседу К. Хэлла, попытавшегося разубедить советского посла. 1 сентября в личном послании И.В. Сталину свое беспокойство по этому поводу высказал Ф. Рузвельт. Советский руководитель ответил ему с большим достоинством, обратив внимание президента США на то, что Украина и Белоруссия «по количеству населения и по их политическому значению превосходят некоторые государства, в отношении которых все мы согласны, что они должны быть отнесены к числу инициаторов создания Международной организации». И.В. Сталин выразил надежду на то, что у него ещё будет случай лично объяснить Ф. Рузвельту политическую важность этого вопроса. Однако обмен мнениями ни к чему не привел. Ф. Рузвельт, отправляясь на конференцию «Большой тройки» в Крым (февраль 1945 г.), был настроен решительно против советского предложения.
В Москве искали пути, как сломить сопротивление партнеров по переговорам, и прибегли к известному в дипломатии принципу: добивайся большего, если хочешь получить то, что тебе требуется. В Ялте советская делегация заняла компромиссную позицию: не настаивать на членстве всех республик, а добиваться включения в число учредителей ООН трёх – Украины, Белоруссии и Литвы или в крайнем случае первых двух. В итоге сложных переговоров в секретном протоколе Крымской конференции было зафиксировано согласие США и Великобритании поддержать на учредительной конференции допуск Украины и Белоруссии к первоначальному членству.
Праздновать победу было тем не менее рано. В ходе дальнейших переговоров выяснилось, что союзники иначе, чем советская сторона, трактовали это положение, считая, что обе советские республики могут рассчитывать лишь на приглашение организаторов учредительной конференции в Сан-Франциско. Получив из Москвы необходимые указания, А.А. Громыко направил Э. Стеттиниусу ноту, в которой настаивал на советской трактовке ялтинских решений. 13 апреля 1945 г., участвуя в заседании группы по подготовке Сан-Францисской конференции, советский дипломат отказался одобрить список распределения состава комиссий и комитетов, поскольку представители Украины и Белоруссии не были включены в круг кандидатур председателей этих органов.
Дмитрий Мануильский, Алексей Война, Николай Петровский. 1946, фото Ральфа Морзе для LIFE
Чтобы не допустить положительного решения вопроса, американская дипломатия попыталась увязать приглашение Украины и Белоруссии с решением польского вопроса. На совещании министров иностранных дел СССР, США, Великобритании и Китая, состоявшемся 25 апреля 1945 г. и обсуждавшем порядок работы конференции в Сан-Франциско, на этом настаивал государственный секретарь США. Однако советской стороне удалось парировать и этот манёвр – 27 апреля было принято решение о включении Украины и Белоруссии в число первоначальных членов организации.
Добиваясь положительного решения этого принципиального для СССР вопроса, советское руководство сознавало, чем продиктована определённая уступчивость американской стороны, заинтересованной в исполнении Советским Союзом своего обязательства принять участие в войне с Японией. В то же время следует оценить и дипломатическое искусство проводников советской внешней политики от посла до наркома иностранных дел В.М. Молотова и главы Советского правительства И.В. Сталина, сумевших настоять на своём.
Так что не американцы – кукловоды нынешнего киевского режима, а руководство Советского Союза сделало все возможное, чтобы вывести Украинскую Советскую Социалистическую Республику на международную орбиту.
Члены делегации Украинской ССР (слева направо) Н. Н. Петровский, В. А. Тарасенко, А. К. Касименко
В Киеве об этом напрочь забыли, а если и вспоминают, то с зубовным скрежетом…