PsyOps и события на Украине

PsyOps и события на Украине

Методологический каркас американо-украинской пропаганды

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

О приёмах и методах украинской пропаганды мне рассказал полковник в отставке житель Петербурга Борис Подопригора, который в 1996-98 гг. служил офицером по общественным связям (Public Affairs Officer) в американской зоне международной миротворческой операции в Боснии (СФОР).

Российские миротворцы (бригада ВДВ) присоединились к СФОР после того, как Москва стала одним из гарантов выполнения Дейтонских мирных соглашений 1995 г. Подопригору и его коллег из 24 иностранных контингентов СФОР пригласили в главный штаб миротворцев в Сараево на инструктаж «Что такое информационная работа». Выступали американские офицеры, специалисты по PsyOps – психологической борьбе. Общими формулами этой работы являются: РОРАТ (Planning, Ops, Public, Analysis, Tech. support), «Не встречно реагировать, а планировать» (Not re-reacting, but planning), «От лидерства к управлению» (From Lead to Direct).

При этом InfoOps = PsyOps: информационные и психологические операции тождественны. Особо запомнился Подопригоре тезис американцев о том, что «разработка мероприятий психборьбы должна осуществляться на основе национальной задачи (national issue) и «должна предшествовать боевому планированию, а не дополнять его».

Интерпретация любого факта должна опираться на национальную задачу». Отсюда четыре принципа (big4):

1. «Реальность не имеет отношения к поставленной задаче». Сама постановка задачи есть «исправление не устраивающей действительности». Необходимо убедить стороны в том, что «обновляемая реальность выгодна всем», а кто с этим не согласен, «несёт угрозу миру» и должен быть обезоружен. И главное: «у противника не может быть никаких успехов, может быть только отсроченное поражение»;

2. Обращение к объекту влияния и расшифровка обращения должны быть одинаковыми для «своих и чужих». «Чужим» «не положено» чувствовать себя «жертвами пропаганды». Проблема состоит в создании «общей ауры понимания» – cross-understanding;

3. Полный запрет (total banning) альтернативных интерпретаций и контрпропаганды. «Их» источник подлежит заблаговременному «разоблачению и жёсткой дискредитации, невзирая на приводимые им внешние соответствия (external coherence)»;

4. «Внешние правила» (technical essentials). Объекту влияния «адресовать побуждающий толчок лучше в сенсационной подаче», а не в виде информации к размышлению. «Сначала придумывай поводы (сreate events first». Отдельная задача – превзойти противника по числу ярких поводов. «Отсутствие повода, тем более банальность обессмысливают любые побуждения».

В рамках «внешних правил» необходимо:

во-первых, вооружить объект влияния «активной мотивацией», обеспечить его такой информацией, которая важна для него и его окружения. В том числе с подспудной «подсказкой»: «...то, что ты узнал сегодня, другим известно уже давно»;

во-вторых, пропаганду следует базировать на «общих тревогах, верованиях и общекультурной морали». Объект влияния не должен чувствовать себя униженным. А стоящие за ним силы не должны быть преувеличены («с монстром трудно справиться»);

в-третьих, каждое утверждение должно быть неоднократно дублировано: 3 pieces (of news) are better than a good one. Требуется максимально разнообразить источники этих утверждений. Это ещё раз убедит объект влияния в том, что «так думают все». Необходим баланс между сиюминутной убедительностью и перспективой наращивания усилий. Органичным должен быть переход от «говорят не начальники, а такие же люди, как вы» до «завтра мы убедим вас больше, чем сегодня»…

Таков методологический каркас, на котором американцы строят свою пропаганду. И при внимательном взгляде на события видно, что украинские власти детально исполняют американские инструкции по психборьбе (PsyOps). Например, идут постоянные вбросы сенсационных (вымышленных) пропагандистских поводов: «Резня в Буче», «Русская ракета в Краматорске», «Русские украли украинское зерно», «Москва несет чудовищные потери»... Все в точном соответствии с принципом PsyOps: «Реальность не имеет никакого отношения к поставленной задаче».

Украинские офицеры и американские инструкторы

Украинские офицеры и американские инструкторы

Здесь вспоминается геббельсовское, говорит Подопригора. Пропаганды должно быть много, очень много. Её нужно вываливать в массы непрерывно, днём и ночью, всюду одновременно. Любые послания должны быть предельно просты. Чем больше людей примут что-либо, тем проще будет справиться с остальными: даже самое продвинутое меньшинство вынужденно последует за большинством. Необходимо однообразие ясных, кратких, хлёстких посланий. Пропаганда не должна позволять сомневаться, колебаться, рассматривать различные варианты и возможности. У людей не должно быть выбора, он уже сделан за них, им следует лишь принять информацию, чтобы потом воспринимать навязанные идеи как собственные. Воздействовать в основном на чувства и лишь в самой малой степени апеллировать к мозгу. Пропаганда не наука, она помогает вывести на эмоции многомиллионную массу. Наконец, если людей подводить к той или иной мысли постепенно, результата не будет. Информация должна огорошивать, только шокирующие послания передаются из уст в уста, остальное проходит незамеченными.

Борис Подопригора считает, что с нашей стороны в ходе СВО требуется конкретизация понятия «оружие правды». Оно не должно быть чрезмерно историчным и искусственно пафосным, необходима жёсткая инструментальность. Первостепенного внимания заслуживает работа с населением на контролируемых нами территориях. Во всяком случае, административные органы на этих территориях должны учитывать информационно-психологическую сторону дела, даже занимаясь текучкой. И голос лояльных России украинцев должен звучать отчётливее, чем сейчас.

Очень актуальна работа с украинскими беженцами. Их в России более 1 миллиона. Большинство находится в непрерывном контакте с родственниками, часто через «посредников» в Европе, где сейчас более 5.5 миллиона граждан Украины.

«Может, и вправду регламентация PsyOps может быть нам полезна? По крайней мере, в части создания "общей ауры понимания"», – говорит Борис Подопригора.

Заглавное фото: украинские пропагандисты за работой

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться