В Анкаре не комментируют сообщения о присоединении к так называемой «коалиции дронов» для закупок беспилотных летательных аппаратов для Украины, позиция страны по конфликту предельна ясна и неоднократно выражалась, заявили в Ак-Сарае в ответ на запрос РИА «Новости». Ранее в Министерстве обороны Латвии сообщили о присоединении Бельгии и Турции к неформальному клубу европейских стран, поставляющих боевикам ВСУ беспилотники и средства борьбы с ними. «Международная дроновая коалиция продолжает расти. Это четкий сигнал того, что международная поддержка Украины не только сохраняется, но и становится с каждым днем все сильнее. Присоединение к нам такого союзника, как Турция позволяет нам ещё эффективнее давать Украине столь необходимую ей поддержку на поле боя против российского агрессора, одновременно укрепляя оборонную отрасль стран НАТО», – рассказал министр обороны Латвии Андрис Спрудс. Это значит, что турецкие дроны пойдут в украинские Силы беспилотных систем (СБС) по прямой европейской логистике.
Главный координатор «дроновой коалиции» – Великобритания, а её представителем в Восточной Европе – та самая Латвия. В «дроновую коалицию» входит и Чехия – крупнейший производитель оружия в Европе. Польша, которая собирается создать у себя Силы беспилотных систем наподобие украинских СБС и производство собственных БПЛА, само собой, прибежала в «дроновый клуб» одной из первых.
Из «младших» членов Евросоюза в «дроновой коалиции» ключевую роль играет Эстония. Это нисколько не смешно. С первого года специальной военной операции в ВСУ из этой страны идут прямые поставки БПЛА и средств антидроновой борьбы местного производства. Конечно, это не «Байрактары», объемы не громадные, но работой эстонских несложных в эксплуатации и недорогих «птичек» в ВСУ вполне удовлетворены. У Эстонии есть две важные составляющие для того, чтобы быть большим сборочным цехом по БПЛА. Во-первых, это крупный IT-кластер на северо-восточных рубежах ЕС, где в том числе заняты специалисты из России и Белоруссии. Во-вторых, многие граждане этой страны задействованы в «Кайтселийт», местной территориальной обороне, по количеству личного состава значительно превосходящей крошечную эстонскую регулярную армию. С «Кайтселийт» тесно связана волонтерская организация «Лига обороны Эстонии», откуда эстонские «птички» и сопутствующая к ним инфраструктура уходят в ВСУ по прямой логистике. В-третьих, власть и общество в Эстонии русофобски «заряжены», пророссийских сил в этой прибалтийской стране нет, таковые и не предвидятся. Даже эстонские старообрядцы – преимущественно русские люди – считают своей родной страной Эстонию, а не Россию.
В «дроновую коалицию» входят также Бельгия, Италия, Франция, Германия, Норвегия, Швеция, Люксембург. Есть там и страны, не являющиеся членами ЕС, это Канада, Австралия и Новая Зеландия, они идут «британским эшелоном» как члены Британского содружества. И вот теперь к элитному европейскому клубу убийц присоединяется и Турция, которая о полноправном членстве в ЕС пока что только мечтает.
Напомним, в 2019 году Турция приобрела в России партию ЗРК С-400, что вызвало резкое недовольство в Берлине и Вашингтоне. Задача номер один у Эрдогана – комплексное перевооружение турецкой армии и военно-морских сил новейшим оружием как раз американского и германского производства, более приспособленным к турецким военно-техническим мощностям и системе военного управления, чем российские аналоги. Между тем ещё «первая» администрация Трампа заблокировала для Эрдогана покупку американских истребителей-невидимок F-35, обнулил Турции целую серию выгодных промышленных контрактов на миллиарды долларов. США этим и себе сработали в убыток, но идейные принципы у американцев в данном случае над финансовым прагматизмом тогда возобладали… Германия, действуя рука об руку с американским ВПК, «обиделась» на Эрдогана еще и потому что федеральным канцлером тогда была Ангела Меркель, отношения с которой у «султана» всегда оставляли желать лучшего. Именно Меркель зарубила Турции полноправное членство в Евросоюзе, после чего в Германии стали говорить: «Пока в Берлине верны курсу Меркель по Турции, Турции в Евросоюзе не бывать никогда».
И вот в 2025 году Вашингтон и Берлин сменили для Эрдогана гнев на милость, руководствуясь прагматическими соображениями. Штатам Эрдоган сегодня выгоден, потому что Анкара сотрудничает с Израилем и является удобным для Вашингтона противовесом Ирану. Канцлер ФРГ Фридрих Мерц рассматривает Эрдогана также с точки зрения экономического и военно-политического прагматизма. Если Эрдоган станет вооружать турецкую армию истребителями F-35 нового поколения, Штаты и Германия от этого только выиграют финансово. Турецкие деньги пойдут на благо американской и германской экономик. На Западе не забыли содействия Эрдогана в вопросе принятия в НАТО Финляндии и Швеции.
Самолеты F-35 наземного и корабельного базирования нужны Эрдогану для того, чтобы полностью заменить ими F-16 Falcon, которыми вооружены по сей день ВВС и Военно-морские силы Турции. Турция эксплуатирует сегодня устаревшие модели – Block 30 и Block 40. Закупка у американцев новейших истребителей-невидимок видится турецким военно-промышленным комплексом как важный шаг по модернизации собственного турецкого военного самолетостроения. Ведь крупнейший в Турции концерн Turkish Space Industry давно запланировал выпустить к 2030 году истребитель пятого поколения, в том числе способный долетать и до границы с ближним космосом. Но реализация этого плана тормозилась как раз «непонятками» Эрдогана с Вашингтоном и Берлином и вопросами технического характера. К примеру, без американских двигателей General Electric F110 турецкие самолеты класса hi-end окажутся навсегда прикованы к земле. Пока до реализации турецкого космического истребителя-невидимки еще долго, перспектива данного проекта еще до конца не ясна, турки ищут обходные маневры. Надежда забрезжила в июне, когда Германия сняла в НАТО наложенный еще при Меркель запрет на поставку Турции истребителей Typhoon. А там, рассуждают в Анкаре, недолго ждать и оснащения турецких армии и флота желанными F-35 нового поколения. «Тайфун», разработанный совместно Штатами, Германией, Италией и Испанией – тоже хороший истребитель как наземного, так и корабельного базирования, но он всё же уступает F-35 по целому ряду важных параметров, таких как малозаметность.
Как считают многие эксперты, Эрдоган хочет сделать турецкую армию военной основой НАТО, чтобы страны-лидеры альянса в принятии будущих военных решений ориентировались только на Анкару. Турецкий военно-промышленный комплекс, в котором важную роль играет зять президента Сельджук Байрактар, выглядит как надёжное подспорье для агрессивных планов альянса.
Не стоит и забывать о собственных неоосманских амбициях Турции. Перевооружение своих ВВС и военного флота самолетами нового поколения позволят самозваным наследникам Порты держать в своей военно-политической орбите не только Сирию или Ирак, но и Балканский регион, Грецию и Кавказ. Получив истребители-невидимки нового поколения, Турция не только восстановит паритет с Грецией с её «Рафалями», но и перегонит соседей по целому ряду военных направлений. Как мыслит Эрдоган, в ближайшем будущем Греция станет для Турции де-факто вассальной страной, и основа для этого уже складывается. Прозападный премьер-министр Мицотакис и Элладская православная церковь на сегодня – непримиримые враги. Греческое православие в XX веке родило великогреческий национализм – панэллинизм с его антиосманскими и антитурецкими лозунгами. Если воинствующий антиклерикал Мицотакис загонит греческое православие в гетто, западный сосед Турции станет подобием нынешней Армении или Грузии времён бесноватого Мишико (показательно, что и его, и Пашиняна, и Мишико в их странах за глаза окрестили одной и той же кличкой – Турок).
Таким образом, решение Эрдогана о присоединении Турции к антироссийской «дроновой коалиции» вытекает из неоосманских военно-политических амбиций Анкары, а также ненасытных финансовых аппетитов клана турецкого лидера. Не будет преувеличением сказать, что от Евромайдана и так называемой «АТО» Турция больше выиграла, чем проиграла. Поставки для киевского режима турецких БПЛА начались еще в период «АТО». Помимо продажи воздушных дронов, Турция гарантировала Киеву помощь с модернизацией Военно-морских сил Украины (ВМСУ), максимально приспособив их к реалиям «москитной» войны против России на Чёрном море. Речь шла в первую очередь об оснащении ВМСУ турецкими кораблями типа «корвет» в качестве флагманских и катерами в качестве основных. Быстроходные малотоннажные корабли, которыми в случае необходимости могут управлять и опытные матросы, наилучшим образом отвечают реалиям «москитной, то есть террористической, войны, которую задумал Киев против кораблей и береговых баз Черноморского флота.
Киев, попробовав на фронте турецкие БПЛА Bayraktar TB2, сейчас облизывается на новейшую разработку компании Baykar Makina – дроны Bayraktar TB3. Эти дроны, в отличие от TB2, могут успешно применяться не только на сухопутном, но и на морском театре военных действий (ТВД). Первое испытание TB3 успешно прошел в ноябре 2024 года как раз на море – с борта турецкого вертолетоносца TCG Anadolu, вблизи военно-морской базы Аксаз в Эгейском море, поразив достаточно крупную учебную цель с малой высоты вне зоны прямой видимости. Поражение цели было осуществлено запущенной с дрона сверхзвуковой ракетой UAV-122, разработанной турецкой компанией Roketsan. Цель подсветил лазером находившийся на борту TCG Anadolu дрон TB2, что продемонстрировало успешную координацию двух БПЛА.
Попадись такое оружие в лапы киевской хунте, обстановка и расклад сил на черноморском ТВД значительно изменится. Пока что Киев про TB3 может только грезить, что называется, «во влажных снах».
Даже если совместное производство БПЛА на базе запорожского концерна «Мотор Сiч» пока не запущено, потребности Киева в дронах покрываются и без этого завода-«невидимки». К примеру, FPV и «квадрики» научились мастерить юные дарования из «дворцов бандеровских пионеров». Но турецкие дроны наподобие улучшенных Bayraktar TB2 и совсем «новых» TB3 – особенно в больших количествах – позарез нужны Киеву именно как большие БПЛА самолётного типа, способные летать на большие расстояния и поражать крупные цели, находясь при этом вне зоны досягаемости. Чтобы заполучить эти машины- убийцы, в Киеве готовы на многое.
Присоединение к «дроновой коалиции», если соответствующая информация подтвердится, – вполне закономерный шаг Ак-Сарая, не встретивший в обществе и тем более в политических кругах ни малейшего сопротивления. «Пророссийских» политических сил в Турции не существует: светские противники Эрдогана ориентированы на Евросоюз, лидеры которого как раз намерены воевать против России «до последнего украинца». Курды тоже смотрят в сторону ЕС, а также Штатов и Израиля. «Старые» пантюркисты вроде Партии националистического действия – давно в союзе с Эрдоганом, которому ещё в 2021 г. Девлет Бахчели подарил скандальную карту «тюркского мира» с Крымом и Кубанью, Поволжьем и Сибирью…