Премьер-министр Японии Фумио Кисида, как говорят в просторечии, попутал берега, когда в предвыборном выступлении с крыши агитационного автобуса допустил, что от России можно потребовать в ультимативном порядке снизить стоимость экспортируемой за рубеж нефти… вдвое. А иначе, дескать, не будем покупать. Такой вот самурайский рыночный механизм. А еще у нас в таких случаях говорят – с крыши упал…
«(Мы) установим максимальную цену российской нефти, которая будет вдвое ниже нынешнего уровня, и создадим механизм, не позволяющий покупать (нефть) по более высоким ценам», – заявил Кисида.
В принятом по итогам саммита G7 коммюнике лидерами обещано рассмотреть возможность ограничения цен на российскую нефть путем запрета на оказание услуг по ее транспортировке морем, если стоимость черного золота превышает потолок, «согласованный международными партнерами».
Как известно, введенное Евросоюзом и США эмбарго на закупки российской нефти привело к резкому росту цен, что позволило РФ перенаправить крупные объемы сырья на другие рынки, в первую очередь в Индию и Китай. В результате, даже продавая со скидкой меньшие объемы нефти, Россия повысила свои доходы, в то время как ЕС и США несут убытки.
Что касается Японии, то предвыборные обещания Кисиды следовало бы воспринять с саркастической улыбкой. Ибо России есть куда продавать свои нефть и газ не по мифическим «ценам G7», а по международным или тем, какие мы установим для дружественных государств. А вот Токио надо позаботиться, как сохранить поставки нужного японцам сахалинского СПГ, дабы не допустить дефицита электроэнергии в стране. Ведь Японии предрекли экономические проблемы из-за указа В. Путина по «Сахалину-2». Как отмечало информационное агентство «Киодо цусин», при возникновении проблем с поставками природного газа возникнет угроза резкого роста цен на энергию. «Это на фоне приближения самого жаркого летнего периода неизбежно окажет воздействие на жизнь и деловую обстановку в Японии», — отмечает «Киодо».
И не надо Токио строить из себя обиженную барышню, когда Москва, хоть и с запозданием, начинает отвечать на японские «адские санкции».
Напомним содержание указа президента РФ В. Путина о фактической национализации ранее имевшего форму совместного предприятия проекта «Сахалин-2». Согласно этому указу оператор проекта — Sakhalin Energy (совместное предприятие «Газпрома», Shell, японских Mitsui и Mitsubishi) — будет заменен на новое российское юридическое лицо. А имущество компании станет собственностью России.
Доли в уставном капитале нового оператора «Сахалина-2», создаваемого вместо Sakhalin Energy, будут у «Газпром Сахалин холдинга» и новой компании-оператора. При этом иностранные компании имеют возможность получить доли в новом операторе, пропорционально своим текущим долям в Sakhalin Energy. Согласно указу, все сотрудники нынешнего оператора «Сахалин-2» Sakhalin Energy должны быть переведены в структуру нового оператора.
Такое решение правительства РФ требует дополнительных разъяснений. Кстати, пояснений у России запросило по дипломатическим каналам и правительство Японии, о чем заявил в ходе пресс-конференции глава МИД Японии Ёсимаса Хаяси. «Что касается проекта «Сахалин-2», он является важным для обеспечения стабильных энергопоставок для нашей страны. Указ президента (России) не означает, что поставки энергоносителей с Сахалина будут сразу же прекращены. Однако в настоящее время проводится детальный анализ информации о том, как в рамках этого указа будут соблюдаться права японских компаний, а также какое влияние это окажет на поставки СПГ в Японию», – сказал министр. Токио попросил Москву дать пояснения по срокам и другим деталям.
Между тем в Японии уже есть три варианта действий японских концернов «Мицуи» и «Мицубиси» в связи с решением Москвы. О них сообщила газета японских деловых кругов «Нихон кэйдзай симбун», которая признает, что указ президента РФ поставил Японию перед сложным выбором. Газета пишет: «Токио придётся выбирать между своей энергетической безопасностью и единством G7.
Согласно первому варианту, японские компании выполнят условия Москвы и получат долю в новом операторе «Сахалина-2». Однако это не гарантирует, что инвесторы сохранят структуру собственности и пропорции участия в проекте».
Во втором случае Mitsui & Co и Mitsubishi могут отказаться от перехода к новому оператору ради сохранения долгосрочных контрактов на покупку СПГ. Нужно также учитывать и 20-летний контракт на поставку более 1,5 млн тонн топлива в год по проекту «Сахалин-2», который заключил японский импортёр энергоресурсов JERA. «Подобные контракты обычно продолжают действовать при смене владельца. Но Россия поместила Японию в список «недружественных стран», так что неопределённость сохраняется», — отмечает обозреватель «Никкэй».
Согласно третьему варианту, названному газетой наихудшим, Mitsui & Co и Mitsubishi придётся отказаться от долей и расторгнуть контракты на импорт, что нанесёт серьёзный удар по энергетической безопасности Японии.
Таким образом, резюмирует издание, Токио стоит перед дилеммой: защищать свои интересы на «Сахалине-2», что спровоцирует разногласия в «едином фронте» стран G7, либо выйти из проекта, что приведёт к серьёзным перебоям с поставками.
Напомним, что проект «Сахалин-2» дает Японии 9% импортируемого ей СПГ. Shell в конце февраля объявила о решении выйти из совместных с «Газпромом» и «Газпром нефтью» предприятий, включая «Сахалин-2», «Енисей» и «Салым Петролеум», а также прекратить участие в «Северном потоке 2». Согласно оценке Shell, по итогам прошлого квартала компания должна потерять 4-5 миллиардов долларов в связи с прекращением своей деятельности в России. Японские компании и правительство до последнего времени подчеркивали намерение остаться в проекте, что позволило бы обеспечивать стабильные поставки энергоресурсов.
Ещё большими станут потери Японии в случае выхода из проекта «Сахалин-2». Япония станет в этом случае платить на треть больше в год за импортируемый сжиженный природный газ (СПГ), пишет «Никкэй». Это может стать судьбоносным для бедной энергоресурсами азиатской страны, отмечет газета. «Сахалин-2» производит 10 миллионов тонн СПГ в год, и примерно 60 процентов этого объёма идет в Японию. «В условиях глобальной конкуренции за СПГ практически нет альтернативы «Сахалину-2», кроме спотового рынка», — говорит профессор бизнеса в японском Университете Мэйсэй Масахико Хосокава.
Подсчитано, что выход из проекта «Сахалин-2» обойдется Японии в 1,8 триллиона иен (15 миллиардов долларов). Стране придется дополнительно закупать топливо, спотовые закупки повысят общую стоимость импорта на 35 процентов. В конечном итоге потребители станут платить значительно больше за газ и электроэнергию. Tokyo Electric Power Co. Holdings и четыре другие японские энергетические компании как раз планируют повышать тарифы на электроэнергию.
Москва уже отреагировала на «угрозы» Кисиды ограничить цены на импорт российской нефти. Заместитель председателя Совбеза РФ Д. Медведев написал в Telegram-канале: «Нефти будет на рынке существенно меньше, а цена ее будет гораздо выше. Причем выше прогнозной астрономической цены в 300–400 долларов. Сравните с динамикой цен на газ». Медведев добавил, что «Япония вообще перестанет получать российские энергоносители».
Можно представить, как отреагируют японские потребители на заявления руководителя правящей Либерально-демократической партии накануне предстоящих парламентских выборов. Однако лояльность G7, а вернее Вашингтону для Кисиды важнее интересов страны и народа.
Заглавное фото: Новости энергетики