Как и многих других, меня шокировала весть о покушении на жизнь бывшего премьер-министра Японии Синдзо Абэ. Со времен убийства в октябре 1960 года председателя Социалистической партии Японии Инэдзиро Асанумы, протестовавшего против заключения японо-американского военного союза и павшего от руки ультраправого боевика, покушений на столь значительные фигуры японского политического мира не было. Хотя от рук террористов из ультраправых организаций гибли в Японии депутаты парламента, были странные самоубийства и несчастные случаи.
Сегодня никто не скажет с определенностью, было ли убийство Абэ политически мотивированным или это был варварский акт психически неуравновешенного человека, маньяка, решившего попасть на экраны телевидения и, что называется, «остаться в истории».
Показания стрелявшего в Абэ 41-летнего бывшего моряка японских сил самообороны Ямаками противоречивы. С одной стороны, он заявил, что испытывал желание убить бывшего премьера, будучи недовольным его политикой, с другой – утверждает, что «ничего не имел против политических убеждений» бывшего японского лидера. Противоречие это тем более бросается в глаза, что политические позиции Абэ должны были бы импонировать прошедшему соответствующую идеологическую обработку бывшему военному моряку, так как именно Абэ являлся сторонником вычеркивания из Конституции Японии торжественного отказа японского народа от обладания вооружёнными силами и отказа от права ведения войны. Во время правления Абэ управление сил самообороны было переведено в разряд министерства обороны, а сам тогдашний премьер ратовал за превращение Японии в «нормальное государство», обладающее современными армией, авиацией, флотом и новыми космическими и кибернетическими войсками.
Позволительно также спросить, почему своей жертвой Ямаками выбрал не действующего члена правительства, а хотя и сохраняющего влияние, но отставного премьера. Складывается впечатление, что проживающий в Нара убийца намеревался совершить покушение не обязательно на Абэ, а на любого видного политика правящей Либерально-демократической партии, выступавшего в открытом месте с агитационной речью перед предстоящими 10 июля выборами в верхнюю палату парламента.
Версию о заговоре не подтверждает и то, что стрелявший использовал самодельный дробовик вроде обреза, который вполне мог дать осечку. На фото объект хорошо различим – две трубки небольшого диаметра перемотаны черным скотчем и прикреплены к самодельному прикладу в виде деревянной доски. Размер устройства небольшой – примерно 30-40 сантиметров.
Как бы то ни было, Абэ-сан погиб. Это был незаурядный, обладавший политической харизмой политик, звезда на политическом небосводе Страны восходящего солнца. Он особенно контрастировал на фоне занявших после него премьерское кресло гораздо менее способных и удачливых представителей политического мира Японии.
Следуя нашим традициям, об усопших следует говорить хорошо или ничего, но для политиков, тем более столь высокопоставленных делается исключение.
В опубликованных сегодня заявлениях МИД РФ и соболезнованиях российских руководителей покойный Абэ-сан назван «выдающимся государственным деятелем, длительное время возглавлявшим правительство Японии и много сделавшим для развития добрососедских отношений между нашими странами». Что ж, отдадим дань памяти Абэ-сан и отметим его заслуги перед японским народом.
Однако нельзя не сказать, что, как и другие японские политики, Абэ-сан пытался строить отношения с Россией, преследуя определённые политические цели, которые он не скрывал. А именно стремился склонить Москву к территориальным уступкам Японии. Да и своей проамериканской позицией, усилиями по укреплению антироссийского и антикитайского военного альянса Абэ давал основание сомневаться в бескорыстии его заверений о добрососедстве и сотрудничестве с нашей страной и ее народом.
И ещё. Будучи доном правящей Либерально-демократической партии, главой крупнейшей парламентской фракции в этой партии, Абэ ничего не сделал для того, чтобы остановить поток бездумных санкций с целью обескровить Россию и, воспользовавшись ее ослаблением, все же добиться своих целей.
Ну а как человек, которому довелось, хотя и не близко, общаться с Абэ-сан и с его отцом Синтаро Абэ во время поездок последнего в СССР, выражаю родным и близким безвременно погибшего сына, мужа, отца и деда глубокое сочувствие и соболезнование.
Мир праху твоему, Абэ-сан…