Между Белоруссией и Польшей разразился дипломатический скандал. Польская сторона выразила возмущение в связи с сообщениями об уничтожении захоронений солдат Армии Крайовой в деревне Микулишки Гродненской области.
«В МИД возмущены сообщениями о том, что кладбище польских солдат в Микулишках Гродненской области было уничтожено по рекомендации белорусских властей. В 1944 году воины 3-й и 6-й бригад Армии Крайовой были составной частью Войска Польского, участвовали в операции „Острая Брама“, сражаясь за освобождение Вильнюса от немецкой оккупации, и заплатили за это самую высокую цену. Особенно шокирует то, что белорусская сторона предпринимает эту беспрецедентную атаку накануне годовщины операции 7 июля», — сообщается в пресс-релизе польского дипломатического ведомства.
По мнению польских дипломатов, случившееся является нарушением белорусскими властями своих обязательств в отношении мемориальных объектов и не может трактоваться иначе, как «преднамеренная акция по дальнейшему ухудшению взаимоотношений между Польшей и Белоруссией». Кроме того, польские власти считают, что снос кладбища солдат Армии Крайовой является целенаправленной акцией, направленной против поляков Белоруссии, а также на уничтожение «любых следов польскости» в республике.
Это далеко не первый инцидент в белорусско-польских отношениях. Отношения Минска и Варшавы оставались достаточно холодными и натянутыми весь период белорусской независимости.
При этом Польша всегда активно работала с белорусским гражданским обществом и общественным мнением, став наравне с Литвой основным координационным центром белорусской националистической оппозиции. Не забывала Польша и о белорусских поляках, которых, по данным переписи 2019 года, насчитывается в республике 287 тысяч человек. В 2008-2019 гг. гражданам Белоруссии было выдано почти 144 тысячи карт поляка. Это самый большой показатель среди стран, где выдавался этот документ. Для сравнения: на Украине было выдано только 120 тысяч карт поляка.
Польская политика в отношении Белоруссии всегда была основана на идеях имперского реваншизма, на мечтах о возрождении «большой» Речи Посполитой. Белоруссия рассматривается Польшей как естественная зона польских интересов, как пространство исторической и геополитической миссии поляков.
Белорусские власти, со своей стороны, всегда старались уклоняться от настойчивых объятий западного соседа и держать его на дистанции. Не прибавляли сердечности двусторонним отношениям и нападки Варшавы на «диктаторский режим» А. Лукашенко.
При этом выверенной и концептуальной политики в отношении Польши у Белоруссии никогда не было. Официальный Минск стремился к выстраиванию двусторонних отношений исключительно на торгово-экономической основе, без погружения в исторические и идеологические материи. На польскую активность в Белоруссии власти долгое время смотрели сквозь пальцы, особенно в 2014-2020 гг., когда Белоруссия пыталась сблизиться с Западом.
Более того, вплоть до 2020 г. национальный нарратив в Белоруссии формировался под все возрастающим польским влиянием. Особый акцент делался на эпохе Речи Посполитой как якобы золотом веке двух народов, проживавших в общем государстве, восстанавливались дворцы и усадьбы польско-литовских аристократических родов, в национальный пантеон Белоруссии включались такие деятели польской истории и культуры, как Тадеуш Костюшко или Адам Мицкевич.
Все изменилось с началом политического кризиса 2020 года, когда официальный Минск объявил Польшу одной из основных угроз своей национальной безопасности и обвинил Варшаву в желании аннексировать западные области Белоруссии. В Белоруссии был закрыт оппозиционный союз поляков, остановлены связанные с ним образовательные и общественные инициативы, арестован ряд польских активистов.
После этого Минск отважился на важный символический шаг, учредив 17 сентября новый праздник – День народного единства, посвященный воссоединению земель западной и восточной Белоруссии в результате освободительного похода Красной армии 1939 г. Дебаты по поводу учреждения этого праздника велись в белорусском обществе давно. Во многих городах западной Белоруссии еще с советских времен есть улицы 17 сентября. Однако пойти на официальное учреждение праздника белорусские власти долго не решались, опасаясь негативной реакции Варшавы.
По поводу Армии Крайовой и ее исторической роли между Польшей и Белоруссией также существуют давние разногласия. Польские формирования присутствовали на территории западной Белоруссии, регулярно вступая в стычки с советскими партизанами: поляки рассматривали эти земли как незаконно отторгнутые «советами» и мечтали об их возвращении в состав Польши, независимо от желания и воли местного населения.
Более того: формирования Армии Крайовой отметились преступлениями против белорусского населения. Так, в 1946 году отряды под командованием Ромуальда Райса (Бурого) уничтожили мирных жителей нескольких белорусских деревень в окрестностях Белостока. Райс был арестован, казнен и признан военным преступником.
А в Польше процветает миф о бойцах Армии Крайовой как национальных защитниках и борцах за польскую независимость. На преступления против белорусского населения здесь предпочитают закрывать глаза или оправдывать их «высшей необходимостью» военного времени. Попытки реабилитации Польшей Ромуальда Райса уже вызвали дипломатический скандал с Белоруссией в 2021 году.
На фоне польского возмущения судьбой воинских захоронений Армии Крайовой в Белоруссии нельзя не вспомнить, что в самой Польше надругательство над памятниками и захоронениями советских воинов давно поставлено на широкую ногу.