То, что вытворяют «хозяева дискурса», в мировой экономике выглядит абсурдом. Прерываются сложившиеся торгово-экономические связи, разрушаются модели международного сотрудничества. Если задача в этом и состоит, Вашингтон с Лондоном и Брюсселем вполне с ней справляются. Особенно это демонстрирует «Три S» (Substitution, solidarity and sobriety – замещение, солидарность и воздержанность) – инструкция по выживанию зимой, разработанная в Брюсселе под влиянием энергетического кризиса, охватившего Европу.
Главным спасением от мороза оказывается солидарность, считает комиссар по внутриевропейскому рынку Тьерри Бретон (Thierry Breton): «Перед лицом нынешнего энергетического кризиса... каждый из нас – государства-члены Евросоюза, промышленники, граждане – должны сделать все возможное, чтобы подготовиться к предстоящей зиме в знак солидарности. Наша коллективная ответственность заключается в том, чтобы… никто – ни семья, ни работник, ни отрасль, ни страна – не были оставлены позади. Чтобы мы оставались хозяевами своей судьбы перед лицом новых гибридных угроз».
Смысла в этой патетике гораздо меньше, чем слов: «Три S» предлагают сообща расхлёбывать кашу, заваренную Западом. Вслед за Вашингтоном Европа, получавшая до 200 миллиардов кубометров российского газа в год по средней цене 298 долларов за 1000 кубометров, теперь платит полтора доллара за… 1 кубометр. Чтобы «оставаться хозяйкой своей судьбы», конечно. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен уже кланялась Баку, пытаясь обеспечить увеличение поставок энергоносителей из Азербайджана. Премьер-министр Италии Марио Драги с той же целью слетал в Алжир. Президент Франции Эммануэль Макрон попросил газ у эмира Катара. Джо Байден, вспомнив, что Саудовская Аравия вовсе не государство-изгой, как он утверждал ранее, прокатился в Эр-Рияд. Напрасно.
По здравому размышлению пора бы заканчивать истерику. Но Брюссель требует «отделить наши [европейские] энергетические потребности от России». И «сделать все, чтобы найти альтернативы российскому газу для производства электроэнергии, для отопления, для промышленности и т. д.».
«И так далее» вполне определилось. «Если мы чему-то и научились с первых часов пандемии COVID-19, так это тому, как важно избегать односторонних решений государств-членов, которые ослабляют наш единый рынок и увеличивают издержки кризиса, а не смягчают его», – утверждают «Три S». То есть спровоцированный энергетический кризис в Европе был нужен для того, чтобы сцементировать Евросоюз общей опасностью и обеспечить строгое подчинение брюссельским чиновникам. Главной опасностью для евробюрократии остаются «односторонние решения» государств-членов, стремящихся ослабить брюссельское ярмо. Маятник в Европе качнулся к диктатуре.
На это ориентирована и политика США в Европе. Вашингтон укрепляет собственные позиции на мировом энергетическом рынке и ослабляет позиции европейских союзников, готовых «дружбы ради» собственную экономику потопить. «В двух словах, еще раз, – подчеркивают «Три S». – Европа должна сделать все, что в ее силах, чтобы предотвратить наихудший сценарий». Это значит, любой ценой отказаться от дешевых газа и нефти из России, которые более 60 лет обеспечивали европейский промышленный рост.
Анализируя действия американской администрации американский экономист Пол Крейг Робертс (Paul Craig Roberts), работавший в администрации Рональда Рейгана помощником министра финансов США, считает, что США давно грабят другие страны, заманивая взятками лидеров, чтобы те брали кредиты, которые невозможно обслужить или погасить; грабят через удавку МВФ и «короткие деньги», проценты по которым превращают заёмщиков в рабов. «Государственные услуги и занятость сокращаются, чтобы высвободить ресурсы для обслуживания долга, а государственные активы продаются для погашения кредита. Уровень жизни падает, а корпорации США захватывают экономику страны», – говорит Робертс, который за свои 84 года видел 14 рецессий.
Бывшему помощнику министра финансов США можно верить, а он утверждает, что созданная Федеральной резервной системой финансиализированная экономика (экономика, в которой деньги потребителей за счет увеличения их долгов перенаправляются с покупки новых товаров и услуг на проценты по ипотечным кредитам, автокредитам, долгам по кредитным картам, долгам по студенческим кредитам и т. д.) потеряла возможности развития. «Если бы американские экономисты были способны вырваться из своего неолиберального экономического мусора, они бы осознали, что «крупнейшая экономика мира», каковой они называют Соединенные Штаты, является полной фикцией», – подчёркивает Робертс. И причиной стал оффшоринг американского производства под флагом глобализма.
Перенос производства в страны с дешевой рабочей силой разрушил американскую экономику и налоговую базу городов и штатов. Демократическая партия, стремящаяся к консервации своей власти, ввела политику открытых границ для иммигрантов-захватчиков. «Как этим миллионам людей прокормить себя в экономике, производство которой вынесено за границу? Как может население, покинутое американскими корпорациями, переживающее долговую дефляцию, покрыть расходы на поддержку и социальную инфраструктуру для десятков миллионов иммигрантов-захватчиков из третьего мира?... Соединенные Штаты находятся на грани экономического и социального коллапса. И что делают дураки в Вашингтоне? Идиоты затевают войны с Россией, Китаем и Ираном».
В эту картину Пол Крэйг Робертс добавляет и такие детали: масштабы пузыря «дешевых кредитов», созданного ФРС, ЕЦБ и Банком Японии путем скупки облигаций и поддержки почти нулевых и даже отрицательных процентных ставок в течение 14 лет, трудно вообразимы. Мировая экономика готовится к так называемой стагфляции или рецессии, о чем дружно пишут экономисты. «То, что произойдет в ближайшие месяцы, если не начнутся радикальные изменения политики, будет худшей экономической депрессией в истории». А пока дураки в Брюсселе утвердили седьмой пакет санкций против России. Председатель ЕК Урсула фон дер Ляйен радостно сообщила: «Страны-участницы достигли договоренности по усиленным и продленным санкциям ЕС против Кремля. Я приветствую это».