Зеленский в видеообращении по случаю дня украинской государственности заявил: Украина «берет начало как минимум полторы тысячи лет назад со времен официально признанной ООН и ЮНЕСКО даты, когда Кий, Щек, Хорив и Лебедь основали столицу Украины. Она единственная законная наследница Киевской Руси». В прошлом году тот же Зеленский говорил, что «двоюродным племянникам и очень дальним родственникам [России] не нужно посягать на ее наследство и пытаться доказать причастность к тысячелетней истории».
А есть ли у нас на этот счёт что-то, кроме сведений от президента-комика?
Русское государство, первым правителем которого был Рюрик, возникло во второй половине IX века на землях, относящихся ныне к Ленинградской, Новгородской, Псковской областям Российской Федерации. Первоначально ставка Рюрика располагалась в Старой Ладоге, это и есть первая столица Руси. Затем ставка была перенесена в Новгород.
Постепенно Рюрик и ставший правителем при его малолетнем сыне Игоре Олег расширяли пределы государства, пока не добрались в 882 году до Киева, куда и перенесли великокняжеский престол. В IХ-Х веках Древнерусское государство заняло большую часть Восточно-европейской равнины (лесную), населенную в основном славянскими племенами, за которыми закрепился этноним «русские», и в меньшей степени – угро-финскими.
«Киевской Русью» никто эти земли не называл. Была просто «Русь», а термин «Киевская» появился среди учёных мужей в XIX веке для обозначения того периода в развитии Древнерусского государства, когда его столица находилась в Киеве. В «неукраинской» части «Киевской» Руси развивались такие важнейшие её центры, как Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Смоленск. В состав Киевской Руси (для удобства будем продолжать использовать этот термин) входило не более трети территории нынешней Украины, и этот «фрагмент» составлял не более пятой части всей территории Древнерусского государства.
Нет никаких свидетельств того, что эти земли играли роль метрополии по отношению к остальным русским территориям, а населявшие их славянские племена полян, древлян и еще несколько более мелких составляли особою общность, отличную от живших севернее вятичей, кривичей и других. И в помине не было племён, именовавшихся «украинцами» или «украми».
Владимир Великий и Ярослав Мудрый сильно подивились бы, узнав, что они «украинские князья». Креститель Руси Владимир Великий родился под Псковом, правил в Новгороде и лишь потом пришёл в Киев. Также его сын Ярослав получил в удел Ростовское княжество (с центром в городе Ростов Ярославской области РФ), вырос там под присмотром наставника-воеводы, княжил, основав город Ярославль, затем перебрался на место Новгородского князя и оттуда, как в свое время его отец, захватил Киев в ходе очередной междоусобицы.
Эти междоусобицы к середине XI века привели к упадку Киева и окрестных земель, чему способствовали участившиеся набеги кочевников и запустение торгового пути «из варяг в греки» по Днепру. Торговля переместилась на Волгу, где стоял Ярославль, увеличился спрос на товары северных княжеств – меха, мед, воск, деготь и др. Экономический центр Древнерусского государства стал перемещаться на север, во Владимиро-Суздальское княжество.
Туда же с юга стало уходить население. В частности, считается, что выходцами из Галиции был тогда основан город Галич, ныне Костромской области. Так что оставим выдумки о финско-угорском, не имеющем отношения к Киевской Руси, народе, прародителе русских. В нынешних русских и не только жителях Срединной России (откуда впоследствии русские расселялись в Поволжье, на Урал, в Сибирь) немало крови обитателей древних Киева, Чернигова, Галича.
В политическом плане «киевская эра» на Руси закончилась в 1169 году, когда князь Андрей Боголюбский, отвоевав права на великокняжеский престол, перенес его во Владимир. Кстати, папа Григорий IX в 1231 году в своей грамоте называл великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича Regi Russiae («правителем Руссии»).
А в начале XIV великокняжеский титул получил московский князь Иван Данилович (Калита), внук Александра Невского. Традиция русской государственности и правившей на Руси династии Рюриковичей ведёт нас из Старой Ладоги и Новгорода через Киев во Владимир и Москву. Впоследствии Рюриковичей сменили Романовы по праву родства по материнской линии с последним из Рюриковичей, Федором Иоанновичем.
Убитый украинскими националистами Олесь Бузина писал: «После упадка Киева именно Москва сохранила в наибольшей степени древнерусские культурные традиции. Сюда начался отток из Киева и Галича населения. Причем культурного. В Москву переехал митрополит Всея Руси, были перевезены библиотеки, перебирались иконописцы. Именно поэтому былины "киевского цикла" о богатырях и князе Владимире сохранились на севере Руси, но совершенно отсутствуют на территории нынешней Украины. Поэтому же большинство литературных памятников Киевской Руси выжило только благодаря переписчикам из Московии, которую так презирают наши нынешние националисты».
В XIV веке Киев, западные и юго-западные земли Русского государства были отторгнуты Великим княжеством Литовским, которое позднее было поглощено Польшей. Русь Малая и Русь Белая, как стали называть эти земли, превратились под Польшей в угнетаемую провинцию. А в XVI веке появился топоним «Украина», то есть окраина: это были окраинные земли государства, граничившие с Диким Полем, которое под властью России стало впоследствии цветущей Новороссией.
Тогда же поляки ввели в употребление термин «Московия», никогда не носивший официального характера. В его появлении несложно увидеть политическую подоплеку, ведь захваченные литовцами, затем поляками земли продолжали называться Русью, и еще Иван III выдвинул цель собирания «земель праотец» под руку Великого князя Московского, «Великого князя и государя всея Руси».
Попытки украинских идеологов монополизировать историческое наследие Киевской Руси несостоятельны от начала до конца. Во Владимире и Москве продолжилась прямая ветвь правителей Русского государства, Киев же оказался под «внешним управлением» литовцев, затем поляков.
Впрочем, весь спор о «первородстве» можно считать беспредметным. Был единый народ, было могучее государство, существовавшее – сквозь смуты, нашествия и смены политических форм – как единый политический организм вплоть до конца ХХ века. И память об этом надо хранить.