Турецко-американские отношения напоминают бесконечный телесериал с вялой интригой и отсутствием новых сюжетных ходов. Очередное тому подтверждение – ставшее ритуальным перетягивание каната в сфере военно-технического партнерства двух стран.
17 августа Госдепартамент США подтвердил проведение американо-турецких переговоров, относящихся к запросу Анкары на поставки истребителей F-16.
«Встречи идут. По запросу Турции о материально-техническом обслуживании F-16. Турецкая делегация прибыла в Соединенные Штаты на связанные с этим обсуждения, – заявил руководитель пресс-службы Госдепа Нед Прайс. – Мы не даём публичных комментариев относительно предполагаемых военных поставок и не подтверждаем их, пока о них официально не уведомлен конгресс… Мы переадресуем вас к турецким властям по поводу их планов закупок в области обороны».
Оживление в Вашингтоне по поводу буксующих переговоров о поставках истребителей F-16 и модернизационных комплектов к ним возникло вскоре после сделанного 8 августа напоминания президента Турции Эрдогана о тупиковом состоянии вопроса с принятием в НАТО Финляндии и Швеции: «Турция не поддержит вступление Финляндии и Швеции в НАТО, пока обе страны не выполнят свои обязательства по борьбе с террористическими организациями…. Мы четко обозначили нашу позицию на саммите НАТО в Мадриде. Членство в НАТО стран, на улицах которых свободно разгуливают члены Рабочей партии Курдистана [РПК], наносит вред ценностям альянса. В отношении Финляндии и Швеции мы придерживаемся четкой и решительной позиции. Пока они не сдержат слово, Турция не одобрит членство двух стран в НАТО», – сказал Эрдоган.
И в Вашингтоне правильно связали турецкую неуступчивость в вопросе интеграции финнов и шведов в НАТО с предполагаемой соразмерной компенсацией в пользу Турции за этот акт её доброй воли. В частности, это касается модернизации турецких военно-воздушных сил.
В США не строят по этому поводу иллюзий. И понимают, что Эрдоган будет задирать цену вопроса. Речь идёт о том, чтобы полностью обновить немаленький турецкий флот истребителей F-16 путем поставки партии новых машин плюс апгрейд всех остальных. Американцы, в свою очередь, намерены торговаться, что следует из сообщения Госдепа о «материально-техническом обслуживании F-16», но никак не о поставках самолетов новой постройки.
Между тем для турок даже полномасштабная сделка на их условиях не означает закрытия темы полноценного обновления их ВВС. Турецкий авиапарк стареет. США намертво отрезали Турцию от полномасштабной модернизации её военной авиации, когда вывели эту страну за рамки общенатовской программы производства истребителя-бомбардировщика пятого поколения F-35.
Это решение США приняли после категорического отказа Турции расторгнуть контракт с Россией на поставку турецким ВС российских ЗРК С-400. США явно опасаются близкого соседства передовых российских зенитно-ракетных систем со своим истребителем-«невидимкой», выявления его критических уязвимостей и, как результат, срыва американской программы распродажи этой сомнительной техники по всему миру.
Так или иначе, Турция, оказавшаяся за бортом американских усилий в сфере дальнейшего развития военной авиации, попала в военно-стратегический тупик. И выходом из тупика возможная сделка по обновлению F-16, которая тоже пока под вопросом, не является.
Для Турции проблема усугубляется фактическим срывом её амбициозных планов в сфере военно-морского строительства. Основой боевой мощи ВМС Турции в недалеком будущем должны были стать универсальные десантные (УДК) и авианесущие корабли. Первый УДК «Анадолу» уже был построен, когда американцы нанесли удар и по этой программе. Запрет на поставки Турции F-35 поставил крест и на планах оснащения будущего авианесущего флота Турции палубной версией этого самолета F-35B. Турки, конечно, делают вид, что это для них не критично, и даже разглагольствуют о вооружении своих УДК «Байрактарами», но специалистам понятно, что это не от хорошей жизни.
Даже вне зависимости от исхода нынешних переговоров с США по F-16 Турция находится в преддверии неразрешимых проблем с развитием своих вооруженных сил на традиционном для неё западном треке.
Конечно, Эрдоган не тот государственный деятель, а Турция не та страна, которые смирятся с таким положением дел и не займутся поиском альтернативы. В военно-техническом плане альтернативой для турок может стать только Россия. Такого научно-технического потенциала по ряду ключевых позиций современного военного соревнования, каким обладает Российская Федерация, сегодня нет ни у одной другой страны мира, включая США и Китай.
У России могут быть предложения как для промежуточной стадии модернизации турецких ВВС (в виде поставок истребителей-бомбардировщиков Су-30/Су-35 поколения 4++), так и для долговременной программы обновления боевой авиации до высшего мирового уровня (в виде серьезного задела передовых технологий для самолетов пятого и шестого поколений).
Кроме того, Россия ведёт практическую разработку новейшего палубного истребителя, чьим прообразом был советский «палубник» Як-141, на основе проектной документации которого американцы и построили свой F-35В. Для Турции этот российский проект является фактически единственным шансом реанимации её авианосных амбиций.
Разумеется, чтобы эти перспективные направления военно-технического сотрудничества РФ и Турции стали реальностью и чтобы Россия могла продолжать идти на сближение двух ключевых держав Черноморского региона без опасений по поводу возможного подвоха, взаимодействие должно пройти испытание на прочность в условиях начавшихся геополитических потрясений. Совместное движение в будущее не может быть слишком рискованным. Должно произойти то, что даст России твердую уверенность в надежности Турции как долговременного стратегического партнера и возможности распространения на неё тех предложений, о которых недавно говорил президент России:
«Мы высоко ценим то, что у нашей страны много союзников, партнёров, единомышленников на разных континентах. Это государства, которые не прогибаются перед так называемым гегемоном. Их лидеры проявляют настоящий мужской характер и не прогибаются. Они выбирают суверенный, самостоятельный путь развития, хотят коллективно решать вопросы глобальной и региональной безопасности на основе международного права, взаимной ответственности и учёта интересов друг друга, тем самым вносить свой вклад в защиту многополярного мира. Россия искренне дорожит исторически прочными, дружественными, по-настоящему доверительными связями с государствами Латинской Америки, Азии, Африки. Готовы предложить союзникам и партнёрам самые современные виды вооружений – от стрелкового до бронетехники и артиллерии, боевой авиации и беспилотных летательных аппаратов».
Впрочем, существующий на сегодня задел сотрудничества двух стран в политике, экономике, ВТС дает основания считать, что Россия и Турция смогут выйти в это дальнее плавание с уверенностью в его успехе.