20 августа Министерством обороны РФ впервые в практике его деятельности был организован Международный антифашистский конгресс. Открыл конгресс своим докладом министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу.
И закономерно, что антифашистский, а значит, антивоенный по характеру форум организован военным ведомством. Люди в погонах – самая миролюбивая часть общества, они лучше остальных знают, чем чревата война. И прибегают к оружию лишь в самом крайнем случае.
Наши дни – именно такой случай. Массовые военные преступления и преступления против человечности, совершаемые украинскими неонацистами, вновь, как в 1930-х годах, актуализировали тему борьбы с фашизмом.
Антифашистский конгресс прошел в контексте специальной военной операции (СВО) российских вооруженных сил по демилитаризации и денацификации Украины. Задача СВО, определенная президентом России, состоит в «защите людей, которые на протяжении восьми лет подвергаются издевательствам, геноциду со стороны киевского режима».
Официальный Киев открыто объявил себя наследником и продолжателем дела террористических структур украинских националистов – ОУН-УПА*. Идеология и политическая практика киевского режима привели к появлению в центре Европы очага войны, государственного терроризма, геноцида и ксенофобии. В ДНР и ЛНР погибли тысячи ни в чём не повинных людей, включая детей. Началось военное освоение украинской территории Североатлантическим альянсом. Киев взял курс на вступление в НАТО. «Всё это создало неприемлемые угрозы безопасности России», – сказал Шойгу.
По его словам, в феврале Верховный главнокомандующий принял единственно верное решение о проведении специальной военной операции. Её главной целью стала защита жителей Донбасса от геноцида со стороны киевского режима. Ибо нет иного пути к возвращению миллионам людей права на жизнь и в Донбассе, и на всей Украине, кроме как радикальными методами удалить гнойник нацизма.
Борьба с любым проявлением нацизма должна быть бескомпромиссной и всеобъемлющей, заявил С. Шойгу. Это миссия не только российской армии, не только России. В конце концов, неонацизм на украинской земле угрожает мировому сообществу в целом. Потому пафос состоявшегося в подмосковном парке «Патриот» закономерно выразился в стремлении его организаторов донести правду о киевском режиме как расистском, неонацистском и агрессивно русофобском, мобилизовать на борьбу с ним, как и с иными современными проявлениями фашизма, все антифашистские силы планеты.
Что Россия и её ближайшие союзники в этом стремлении не одиноки, подтвердил факт участия в конгрессе делегаций из 33 стран мира. Среди них не было представителей т. н. коллективного Запада, в т. ч. ближайших союзников СССР по антифашистской коалиции времен Второй мировой войны, но присутствие в зале кубинцев и никарагуанцев, китайцев и индонезийцев, египтян и нигерийцев наглядно показало, что вопреки кликушеству западных пропагандистов Россия не находится в международной изоляции. Принципиально важным было участие в конгрессе представителей Донецкой и Луганской народных республик: с трибуны форума к его участникам обратились депутат Народного совета ДНР Кирилл Макаров и советник главы ЛНР Анна Сорока.
Традиции антифашистских конгрессов были заложены в 1930-е годы, по мере того как крепли германский нацизм и его «братья» – фашистские диктаторские режимы в Италии, Испании, Португалии, Румынии, Венгрии, Хорватии и других государствах. Опираясь на опыт предшественников и анализ событий сегодняшнего дня, участники форума обосновали глубоко верный, на наш взгляд, тезис: украинский интегральный национализм, представляющий идеологическую основу нынешнего киевского режима, с одной стороны, и германский национал-социализм и итальянский фашизм, с другой стороны, – это близнецы-братья. У них единая основа – фашизм с его крайним национализмом, расизмом и антикоммунизмом (русофобией).
А значит, в борьбе с любыми проявлениями нацизма, в какие бы он «национальные» одежды ни рядился, нет и не может быть компромиссов.
Обращение к истории потребовалось участникам и для того, чтобы обосновать ещё одно принципиальное положение: важнейшим условием прихода национал-социалистов к власти стало их финансирование международным, в первую очередь британскоамериканским, капиталом. «Совершенно очевидно, что финансово-экономическое сотрудничество англо-американских и нацистских деловых кругов явилось одним из основных факторов, приведших ко Второй мировой войне, которая стоила человечеству невиданных людских жертв», – отметил С. Шойгу.
Сегодня всё повторяется: как Гитлера вскормили монополии Великобритании и США, так сегодня эти же западные государства, поддерживаемые т. н. коллективным Западом, вскормили нацистско-олигархический режим в Киеве, пришедший к власти в результате государственного переворота 2014 года. И как тогда, так и сейчас поддержка нацистов означает подталкивание человечества к мировой катастрофе.
Нацизм заразителен, он сегодня выходит далеко за рамки Украины. «Свежая» русофобская идея, рожденная в евроатлантических кругах, – запретить всем русским гражданам въезд в страны Евросоюза, разве это не «ещё одно яркое проявление нацистской политики», – задался вопросом докладчик.
С. Шойгу отметил, что фундаментальные принципы миропорядка, правовые и политические оценки Нюрнбергского трибунала всё чаще игнорируются и пересматриваются отдельными странами, в частности прибалтийскими. В Эстонии и Латвии стали традиционными марши легионеров СС, военным преступникам устанавливаются памятники и обелиски. На улицах городов Литвы открыто звучат нацистские лозунги и призывы.
Крайняя опасность украинского неонацизма состоит в том, прозвучало и в докладе, и в выступлениях участников, что ВСУ и т. н. нацбаты стали ударной силой в стремлении коллективного Запада устранить с мировой арены Россию, которую там воспринимают как препятствие к утверждению Вашингтоном планетарной гегемонии.
«Идеология однополярного мира и отрицание многополярного мира – это новая форма глобального фашизма», – заявила с трибуны конгресса заместитель председателя Государственной Думы Ирина Яровая. По её мнению, действующее национальное и международное законодательство о противодействии реабилитации нацизма можно и нужно дополнить. Она предложила вывести на уровень законодательства доктрину непринятия нацизма и разработать на площадке ШОС конвенцию о противодействии нацистской идеологии.
В коротком материале не охватить весь спектр проблем, которые поднимали в своих выступлениях участники конгресса – практической помощи участникам СВО на Украине, укрепления международного единства в борьбе с любыми формами фашизма, противодействия попыткам фальсификации истории, работы с молодежью как аудиторией, наиболее уязвимой перед неонацистской пропагандой, содействия усилиям России, Донецкой и Луганской народных республик по созданию международного трибунала для привлечения к уголовной ответственности украинских военных и политических преступников и их спонсоров и др.
Однако и по этому тематическому диапазону можно судить о том, что участники конгресса видят проблему с необходимой глубиной и ясностью. Главное теперь – действовать практически, с нарастающим напором. Резолюция конгресса выразила понимание современными антифашистами той простой истины, что время выбрало их и никто, кроме них, не свернет голову современному неонацизму: «Как и наших предшественников – представителей разных народов, пламенных борцов с фашизмом Манолиса Глезоса, Мусу Джалиля, Георгия Димитрова, Долорес Ибаррури, Дмитрия Карбышева, Пабло Неруду, Эрнста Тельмана, Иосипа Броз Тито, Пальмиро Тольятти, Мориса Тореза, Юлиуса Фучика, нас зовет вперед лозунг – "Фашизм не пройдёт!"»
Фото: Министерство обороны РФ