2022 – Год памяти преподобного Паисия Величковского

Молдавский подвижник в истории русской святости

2022 – Год памяти преподобного Паисия Величковского

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Человеку неверующему или просто далёкому от православия имя преподобного Паисия Величковского (1722-1794) ничего не скажет. Между тем 10 февраля 2022 года синод Православной церкви Молдовы объявил 2022 год Годом памяти преподобного Паисия Величковского.

Для справки: Православная церковь Молдовы – это самоуправляемая Молдавско-Кишинёвская митрополия Русской православной церкви, под каноническим управлением которой находятся церкви и монастыри на территории Республики Молдова и непризнанной Приднестровской Молдавской Республики. По последним данным, относящимся к 2013 году, в Православной церкви Молдовы насчитывалось 1300 храмов, 42 монастыря, 8 скитов, 8 духовных школ

Паисий Величковский, выходец из малороссийской Полтавы, 17 лет монашествовал на Афоне, прежде чем в 1763 г. пришёл с 64 учениками в Молдавию. Преподобный занимает в истории Православной церкви – и русской культуры особое место. Г.П. Федотов (1886-1951) назвал Паисия «отцом русского старчества», имея в виду, что в ХIX веке Оптина и Саров, тесно связанные с наследием молдавского старца, светились, как «два костра, у которых отогревается замёрзшая Россия». Оптинские старцы Моисей, Леонид, Макарий, Амвросий явились продолжателями того дела, которому послужил архимандрит из молдавского монастыря в Нямце. Для Оптиной Паисий был, прежде всего, совершителем и учителем Иисусовой молитвы (в русской традиции «умного делания»).

Паисий явился переводчиком с греческого на церковнославянский «Добротолюбия» пятитомного свода святоотеческих творений IV-XV веков, впервые изданного для русских читателей в 1793 году в Петербурге, а потом выдержавшего много переизданий..

Сейчас Нямецкий монастырь, где некогда подвизался преподобный, расположен на территории Румынии, но, когда Паисий с учениками пришёл в Молдавию с Афона, Румынии просто не существовало (это государство появилось на карте Европы в 1859 году при содействии Англии и Франции, намеревавшихся создать барьер на пути русской армии к Константинополю).

В настоящее время унионисты из Кишинёва (сторонники «унири», или поглощения Молдовы Румынией) раскладывают карты, прикидывая, как половчее включить Республику Молдову в состав государства-члена НАТО/ЕС. Однако для молдаван, русских, болгар, гагаузов и других национальностей, населяющих Молдавию, такая политическая линия пагубна от начала до конца.

Конечно, гражданке Румынии Майе Санду, президенту Молдовы, не с руки вспоминать о том, что творили на территории Молдавской ССР румыно-фашистские оккупационные власти в 1941-1944 годах. Но нам-то ничто не мешает вспомнить…

* * *

…В первый же день Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 года, авиация союзной Гитлеру Румынии совершила налёты на территорию Молдавской ССР. Первые авиаудары были нанесены по Бельцам, Болграду, Кишинёву. Бомбили Кагул, переправы через Днестр, железнодорожные станции. К концу июля советские войска оставили территорию Молдавии. Оккупированные румынскими войсками Северная Буковина, Бессарабия, Буджак были включены в состав «Великой Румынии». На территориях нынешних Молдавии и Приднестровья установился оккупационный режим, были учреждены Буковинское губернаторство, Бессарабское губернаторство и «Транснистрия» (Приднестровье и соседняя с ним Одесская область).

Главным инструментом оккупационной политики Румынии на молдавской земле стал террор. Уже в августе 1941 г. на территории Молдавии было создано 49 лагерей и гетто. В еврейское гетто Кишинёва согнали около 12 тыс. человек. А 18 ноября 1941 г. губернатор Бессарабии доложил, что на подведомственной ему территории «еврейская проблема решена». В феврале 1942 г. «кондукэтор» Румынии Антонеску (о котором, считает Майя Санду, можно говорить «и хорошо, и плохо») заявил, что «нужно избавиться и от других меньшинств – украинцев, поляков, болгар, гагаузов, всех этих мерзавцев (liftele), осевших на Севере и Юге Бессарабии» («мерзавцы», кстати, проживают там и сейчас).

В Кишинёве румынскими властями было строго запрещено говорить на русском языке. Церковнославянский язык в годы фашисткой оккупации был запрещён как богослужебный (вплоть до XVI века книжным языком в Молдове был именно церковнославянский, а вся письменность основывалась на кириллице). Румынские власти распорядились изъять в Бессарабии и «Транснистрии» все печатные издания на русском языке. Книги сжигались на месте или вывозились за Прут, в Румынию. А когда Красная армия 6 ноября 1943 года взяла Киев, румынские власти приступили к тотальному разграблению оккупированных территорий («Операция 1111»). Из монастырей и церквей Молдавии вывозились в Румынию церковная утварь, одеяния священнослужителей, богослужебные книги…

«И всё же, – говорит П. Шорников из Института истории им. Я. С. Гросула АН Республики Молдова, автор книги «Сопротивление политике запрета русского языка в годы фашистской оккупации Молдавии, 1941-1944 гг.». Тирасполь, 2018, – искоренить русский язык не удавалось. «Свою приверженность советскому режиму, при котором рабочие и ремесленники пользовались всеми правами и преимуществами, отмечал в июне 1942 года квестор Кишинева, они выражают использованием русского языка, иногда публичным и почти всегда в семье». Полиция утверждала, что использованием русского языка среди населения «поддерживается просоветская атмосфера».

* * *

Как писал в 2007 году на сайте pravoslavie.ru Владимир Букарский, эксперт Приднестровского филиала Совета по национальной стратегии России, после развала СССР, в декабре 1991 года, 27 депутатов парламента Республики Молдова, вместе с 33 депутатами румынского национального собрания и священнослужителями Румынской православной церкви, образовали «Национальный совет» с целью ускорить присоединение Молдовы к Румынии. 8 сентября 1992 года на съезде духовенства в Кишиневе было выражено почти единодушное желание остаться в юрисдикции Московской патриархии. Тем не менее правительство Румынии приняло программу «Румынская Церковь», направленную на «возрождение Церкви румын вне Румынии» в границах 1940 года и финансируемую из государственного бюджета.

В апреле 2002 года ПАСЕ приняла документ под названием «Религия и перемены в Центральной и Восточной Европе», в котором ультимативно потребовала от Молдовы зарегистрировать раскольников. Аналогичные заявления делал и Госдепартамент США. 30 июля 2002 года правительство Владимира Воронина уступило и предоставило «Бессарабской митрополии» Румынской церкви официальный статус на территории Молдовы. Более того, неканонически созданная «Бессарабская митрополия» в составе Румынского патриархата была признана правопреемницей той «Бессарабской митрополии», которая существовала в 1918-1940 годах и в период фашистской оккупации 1941-1944 годов. Как писал в 2006 году молдавский публицист Олесь Стан в статье «Новая оккупация Молдовы», началась третья по счёту попытка захвата молдавских приходов Румынской церковью.

24 октября 2007 года синод Румынской православной церкви заявил о создании в составе Румынской патриархии семи новых епископатов. Три из них было решено учредить на канонической территории Русской православной церкви. Общины «Бессарабской митрополии» появились в Москве, в Московской области, в Чебоксарах, в Черновцах, в Одесской области…

В ответ на это 7 ноября 2007 г. было принято заявление Священного синода РПЦ с решительным протестом против нового вторжения в наши канонические пределы и содержался призыв к Священному синоду Румынской православной церкви отменить принятые им постановления. Однако переговоры делегаций Русской и Румынской церквей, состоявшиеся в ноябре 2007 г. в Троянском монастыре в Болгарии, не дали результата…

А в январе 2022 г. депутат партии Майи Санду «Действие и солидарность», отпетый унионист Оазу Нантой обратился с открытым письмом к митрополиту Кишиневскому и всея Молдавии Владимиру (Кантаряну). В письме говорилось, что «духовенство левобережья Днестра [Приднестровье] служит тираспольскому режиму», но Молдова «не должна жертвовать своим суверенитетом» ради дешёвого газа и обязана выйти из-под влияния России.

* * *

Такова в предельно сжатом изложении обстановка, в которой будут проводиться мероприятия Года памяти преподобного Паисия Величковского (память святого совершается 15/28 ноября).

…Каждое время по-своему прочитывает страницы прошлого. И может быть, для нашего времени, драматически богатого национальными – и агрессивно-националистическими – разделениями, особо поучительным является то, что при преподобном Паисии в Нямецком монастыре подвизались 1100 монахов 23-х национальностей: малороссы, великороссы, молдаване, греки, болгары, македонцы и многие другие. Многонациональной братией учеников святого Паисия было основано более 100 православных монастырей по всему миру. Десятки из них в России. И это тоже одна из традиционных ценностей русской культуры.

* * *

…16 мая 2021 года в кафедральном соборном храме Христа Спасителя в Москве прошла встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с епископатом Православной церкви Молдовы. В продолжительной беседе Святейший Патриарх особо подчеркнул важность единства Русской православной церкви, неотъемлемой частью которой является самоуправляемая Православная церковь Молдовы.