Мурманский порт – антисанкционное окно Белоруссии

Мурманский порт – антисанкционное окно Белоруссии

Переориентация белорусского экспорта

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Белоруссия почти четверть века находится под санкциями ЕС, США и их сателлитов. С 2020 года западные санкции были усилены несколькими «пакетами», обострив проблему их обхода. Российские порты стали экспортными «окнами» Белоруссии.

Западные санкции в отношении Белоруссии носят комплексный характер. Литва и Украина в нарушение международного права заблокировали экспорт белорусских товаров через свои порты. Огромные объёмы белорусских калийных удобрений, нефтепродуктов, техники и другой продукции оказались заблокированными. На помощь традиционно пришла Россия.

Причём потеря украинского направления не так важна, оно никогда не было приоритетным для белорусских экспортёров. Другое дело – Клайпеда и Вентспилс, со времён Российской империи и СССР оптимальные перевалочные базы для товаров из Белоруссии.

Калининградскому порту правительство Белоруссии уделяло гораздо меньше внимания, чем он того заслуживал. Отношения с руководством и предпринимателями Калининградской области Минск подпортил громким скандалом 2014 года: по указанию белорусского вице-премьера Гостаможкомитет Белоруссии распорядился конфисковать крупную партию телевизоров и бытовой техники, следовавших транзитом на 29 фурах из российского эксклава в московском направлении. Белорусские чиновники и пропагандисты объявили свою добычу «контрабандой», спешно реализовали как «конфискат», а выручку присвоили. Минюст России обратился в суд ЕАЭС, Большая коллегия которого в 2017 году признала действия официального Минска незаконными.

В сложившейся ситуации руководство Белоруссии обратило свои взоры на Санкт-Петербург и порты Ленинградской области. Александр Лукашенко и Владимир Путин, а также главы правительств и профильных министерств провели серии переговоров на тему возможностей переориентации белорусских грузов на порты Ленинградской области.

По словам Лукашенко, российское руководство согласовало строительство «белорусского порта» или «причала». Об этом 2 мая 2021 года публично заявлял председатель белорусского совмина Роман Головченко применительно к Ленинградской области. Однако проблема, как и во многих других белорусских проектах на территории России, заключается в нежелании инвестировать в них.

Мурманские порты – отдельная история. Варандей, Витино, Диксон, Дудинка, Кандалакша и Мурманск находились в поле зрения белорусских чиновников среди других второстепенных вынужденных маршрутов. Арктика в целом не избалована вниманием ни белорусских бизнесменов, ни учёных в отличие от Антарктики, где поддерживается белорусское присутствие благодаря России.

А 8 сентября импульс развитию отношений с Мурманской областью попытался придать Александр Лукашенко. Прибывший в Минск губернатор области Андрей Чибис обсудил с ним перспективы совместных проектов и выслушал предложения импортировать из Белоруссии широкий ассортимент товаров и услуг.

Лукашенко предложил губернатору Мурманской области закупить карьерные грузовики БелАЗ и автобусы МАЗ, электротранспорт «Белкоммунмаш» и продукцию других белорусских госпредприятий. Была предложена спецтехника белорусского предприятия «Амкодор», близкого к президентской администрации бизнесмена Александра Шакутина.

Белорусский президент посетовал на динамику первого полугодия: объём торговли вырос на 23%, в первую очередь за счет роста на 35% поставок из Мурманской области при падении белорусского экспорта на 20%. Как сообщила президентская пресс-служба, он указал на возможность «выйти на новый уровень сотрудничества» и перешёл к главному.

«В нынешних условиях стратегическая тема это переориентация части белорусских экспортных грузов, прежде всего калийных удобрений, в ваши порты. Да и не только калийных удобрений. Вы знаете, мы этим вопросом интересовались, притом в самом близком приближении. По всем вопросам меня информировали, и мы приняли решение, что будем сотрудничать в этом направлении с Мурманской областью, несмотря на то, что в настоящее время уже работаем в районе Санкт-Петербурга», – сообщил Лукашенко.

Лукашенко сослался на Путина: «Он мне задал вопрос: «Ты хочешь и в Мурманской области работать?» Я говорю: «Непременно. В одну корзину яйца не кладут». Говорит: «Мы очень в этом заинтересованы и поддерживаем».

«Принципиальные решения приняты. – заявил Лукашенко. – Будем в этом направлении работать. Северное направление значительно дополнит наше сотрудничество в сфере логистики с учетом Санкт-Петербурга. И я все-таки верю в то, что когда-то очень бурно будет развиваться северное направление [Северный морской путь] через Северный Ледовитый океан в поставках грузов в азиатскую часть нашей планеты. Это будет бомба. Если у нас хорошо пойдет сотрудничество, мы серьезно можем добавить миллионы тонн, чтобы развивать это направление… Сегодня конкурентов у нас в России да и у вас практически нет: западные компании ушли из России. Даже если не ушли, они нам не конкуренты по цене-качеству», – заявил Лукашенко.

Говоря об экспорте белорусских автомобилей и прочей продукции в Мурманскую область, Лукашенко обозначил своё предложение как «импортозамещающий продукт». Отметил: «Нам известно про ваш интерес к шахтной технике. Можете быть уверены, что мы окажем вам всяческую поддержку, помощь по всем направлениям сотрудничества в этой части». Однако предложение по поводу шахтной техники выглядит двусмысленно после громкого скандала вокруг строительства белорусскими госпредприятиями в Туркмении Гарлыкского ГОК и с учётом импорта самой Белоруссией подобной техники из Евросоюза.

Продовольственная безопасность – ещё одна тема, поднятая белорусским президентом во время переговоров с Чибисом. Лукашенко описал ситуацию таким образом: «Мы готовы подставить плечо. Еще с советских времен жители Мурманской области с удовольствием закупали наше продовольствие, в том числе и с полей: картофель и другие продукты».

Однако Мурманская область продовольствием обеспечена. Другое дело – развитие животноводства, в котором белорусские специалисты могут быть полезны, а также строительство. Востребованы белорусские наработки и в жилищном строительстве.

Губернатор Мурманской области отметил в ходе переговоров: «Мы действительно сегодня фактически открываем новую историю взаимодействия. Если вспомнить, то Мурманская область была одним из первых регионов современной России, которая заключила с Белоруссией соглашение. Наши люди помнят и Ваше посещение, участие в лыжном марафоне. Это, кстати, дорогого стоит. Это никогда не забывается, очень важно. Эта коммуникация сохранилась. Действительно у нас есть все возможности перезагрузить, причем очень взаимовыгодно, наши отношения. Я очень благодарен Вам за то решение, которое Вы сегодня озвучили по логистике».

По итогам встречи мурманский губернатор сообщил, что Лукашенко принял решение «по использованию Мурманска в качестве опоры для строительства порта и перевалки удобрений». Таким образом, экспорт белорусского калия пойдёт через Мурманскую область, не создавая дополнительного напряжения для портов Ленинградской области.