Белоруссия почти четверть века находится под санкциями ЕС, США и их сателлитов. С 2020 года западные санкции были усилены несколькими «пакетами», обострив проблему их обхода. Российские порты стали экспортными «окнами» Белоруссии.
Западные санкции в отношении Белоруссии носят комплексный характер. Литва и Украина в нарушение международного права заблокировали экспорт белорусских товаров через свои порты. Огромные объёмы белорусских калийных удобрений, нефтепродуктов, техники и другой продукции оказались заблокированными. На помощь традиционно пришла Россия.
Причём потеря украинского направления не так важна, оно никогда не было приоритетным для белорусских экспортёров. Другое дело – Клайпеда и Вентспилс, со времён Российской империи и СССР оптимальные перевалочные базы для товаров из Белоруссии.
Калининградскому порту правительство Белоруссии уделяло гораздо меньше внимания, чем он того заслуживал. Отношения с руководством и предпринимателями Калининградской области Минск подпортил громким скандалом 2014 года: по указанию белорусского вице-премьера Гостаможкомитет Белоруссии распорядился конфисковать крупную партию телевизоров и бытовой техники, следовавших транзитом на 29 фурах из российского эксклава в московском направлении. Белорусские чиновники и пропагандисты объявили свою добычу «контрабандой», спешно реализовали как «конфискат», а выручку присвоили. Минюст России обратился в суд ЕАЭС, Большая коллегия которого в 2017 году признала действия официального Минска незаконными.
В сложившейся ситуации руководство Белоруссии обратило свои взоры на Санкт-Петербург и порты Ленинградской области. Александр Лукашенко и Владимир Путин, а также главы правительств и профильных министерств провели серии переговоров на тему возможностей переориентации белорусских грузов на порты Ленинградской области.
По словам Лукашенко, российское руководство согласовало строительство «белорусского порта» или «причала». Об этом 2 мая 2021 года публично заявлял председатель белорусского совмина Роман Головченко применительно к Ленинградской области. Однако проблема, как и во многих других белорусских проектах на территории России, заключается в нежелании инвестировать в них.
Мурманские порты – отдельная история. Варандей, Витино, Диксон, Дудинка, Кандалакша и Мурманск находились в поле зрения белорусских чиновников среди других второстепенных вынужденных маршрутов. Арктика в целом не избалована вниманием ни белорусских бизнесменов, ни учёных в отличие от Антарктики, где поддерживается белорусское присутствие благодаря России.
А 8 сентября импульс развитию отношений с Мурманской областью попытался придать Александр Лукашенко. Прибывший в Минск губернатор области Андрей Чибис обсудил с ним перспективы совместных проектов и выслушал предложения импортировать из Белоруссии широкий ассортимент товаров и услуг.
Лукашенко предложил губернатору Мурманской области закупить карьерные грузовики БелАЗ и автобусы МАЗ, электротранспорт «Белкоммунмаш» и продукцию других белорусских госпредприятий. Была предложена спецтехника белорусского предприятия «Амкодор», близкого к президентской администрации бизнесмена Александра Шакутина.
Белорусский президент посетовал на динамику первого полугодия: объём торговли вырос на 23%, в первую очередь за счет роста на 35% поставок из Мурманской области при падении белорусского экспорта на 20%. Как сообщила президентская пресс-служба, он указал на возможность «выйти на новый уровень сотрудничества» и перешёл к главному.
«В нынешних условиях стратегическая тема – это переориентация части белорусских экспортных грузов, прежде всего калийных удобрений, в ваши порты. Да и не только калийных удобрений. Вы знаете, мы этим вопросом интересовались, притом в самом близком приближении. По всем вопросам меня информировали, и мы приняли решение, что будем сотрудничать в этом направлении с Мурманской областью, несмотря на то, что в настоящее время уже работаем в районе Санкт-Петербурга», – сообщил Лукашенко.
Лукашенко сослался на Путина: «Он мне задал вопрос: «Ты хочешь и в Мурманской области работать?» Я говорю: «Непременно. В одну корзину яйца не кладут». Говорит: «Мы очень в этом заинтересованы и поддерживаем».
«Принципиальные решения приняты. – заявил Лукашенко. – Будем в этом направлении работать. Северное направление значительно дополнит наше сотрудничество в сфере логистики с учетом Санкт-Петербурга. И я все-таки верю в то, что когда-то очень бурно будет развиваться северное направление [Северный морской путь] через Северный Ледовитый океан в поставках грузов в азиатскую часть нашей планеты. Это будет бомба. Если у нас хорошо пойдет сотрудничество, мы серьезно можем добавить – миллионы тонн, чтобы развивать это направление… Сегодня конкурентов у нас в России да и у вас практически нет: западные компании ушли из России. Даже если не ушли, они нам не конкуренты по цене-качеству», – заявил Лукашенко.
Говоря об экспорте белорусских автомобилей и прочей продукции в Мурманскую область, Лукашенко обозначил своё предложение как «импортозамещающий продукт». Отметил: «Нам известно про ваш интерес к шахтной технике. Можете быть уверены, что мы окажем вам всяческую поддержку, помощь по всем направлениям сотрудничества в этой части». Однако предложение по поводу шахтной техники выглядит двусмысленно после громкого скандала вокруг строительства белорусскими госпредприятиями в Туркмении Гарлыкского ГОК и с учётом импорта самой Белоруссией подобной техники из Евросоюза.
Продовольственная безопасность – ещё одна тема, поднятая белорусским президентом во время переговоров с Чибисом. Лукашенко описал ситуацию таким образом: «Мы готовы подставить плечо. Еще с советских времен жители Мурманской области с удовольствием закупали наше продовольствие, в том числе и с полей: картофель и другие продукты».
Однако Мурманская область продовольствием обеспечена. Другое дело – развитие животноводства, в котором белорусские специалисты могут быть полезны, а также строительство. Востребованы белорусские наработки и в жилищном строительстве.
Губернатор Мурманской области отметил в ходе переговоров: «Мы действительно сегодня фактически открываем новую историю взаимодействия. Если вспомнить, то Мурманская область была одним из первых регионов современной России, которая заключила с Белоруссией соглашение. Наши люди помнят и Ваше посещение, участие в лыжном марафоне. Это, кстати, дорогого стоит. Это никогда не забывается, очень важно. Эта коммуникация сохранилась. Действительно у нас есть все возможности перезагрузить, причем очень взаимовыгодно, наши отношения. Я очень благодарен Вам за то решение, которое Вы сегодня озвучили по логистике».
По итогам встречи мурманский губернатор сообщил, что Лукашенко принял решение «по использованию Мурманска в качестве опоры для строительства порта и перевалки удобрений». Таким образом, экспорт белорусского калия пойдёт через Мурманскую область, не создавая дополнительного напряжения для портов Ленинградской области.