Азербайджан – Армения: кто извлекает выгоды из нового обострения обстановки?

Азербайджан – Армения: кто извлекает выгоды из нового обострения обстановки?

Традиционная роль России как гаранта безопасности на Кавказе устраивает не всех

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

https://t.me/fsk_today

Локализовать вновь вспыхнувший между Азербайджаном и Арменией конфликт удалось во многом при содействии и под влиянием России, заявил 16 сентября на саммите ШОС в Самарканде президент России Владимир Путин. По его словам, «последний конфликт пограничный никак не связан с Нагорным Карабахом, это совсем в другом регионе, на границе между Арменией и Азербайджаном». Последние события показали, что ни у Армении, ни у Азербайджана нет желания широкомасштабной эскалации, сказал Ильхам Алиев на встрече с российским президентом, поблагодарив его за оперативное реагирование на эскалацию. Премьер-министр Армении Никол Пашинян под предлогом сложившейся экстраординарной ситуации поездку в Самарканд отменил.

Обстановка на обширном участке весьма условной армяно-азербайджанской границы на участке в несколько сот километров от Мегри до Верин Шоржа резко обострилась в ночь с 12 на 13 сентября. Под артиллерийскими и минометными обстрелами оказались, в частности, Горис и курортный Джермук. На отдельных направлениях азербайджанские части попытались продвинуться вперёд. Частично из приграничных поселений Гегаркуникской, Вайоцдзоской и Сюникской областей Армении пришлось эвакуировать гражданское население. Количество жертв с обеих сторон превысило 200 человек (135 с армянской стороны и 77 с азербайджанской).  Не исключено, что это не окончательные данные.

Районы эскалации и обозначение претензий Азербайджана на часть территории Армении

Речь идёт о наиболее масштабной эскалации  после окончания 44-дневной «осенней» войны 2020 года и четырёхдневной «апрельской» войны в Нагорном Карабахе 2016 года. В Баку обвиняют «регулярную армию Армении» в минировании территорий и наступательных действиях в направлении Лачинского и Кельбаджарского районов, однако с учётом нынешнего состояния военной организации Армении такие утверждения выглядят надуманными.

Попытка «прощупать» армянские оборонительные позиции на ряде уязвимых участках видится логичной на фоне требований Баку об открытии железнодорожного и автомобильного сообщения между «материковым» Азербайджаном и Нахичеванской автономной республикой через территорию Армении (соответственно на мегринском и сисианском участках). Сохраняется для Вайоцдзора и Сюника и опасность удара из нахичеванского эксклава, где дислоцирована тесно связанная с Турцией отдельная армия.

Сосредоточенное на вопросах удержания своей власти, правительство Пашиняна особо не скрывает нацеленности на подписание мирного договора с Азербайджаном путём максимальных уступок в «карабахском вопросе» и не только. В правящей партии «Гражданский договор» предпочитают говорить о «приграничном конфликте», не слишком значимым, чтобы отвлечься от повседневной рутины, но эта версия опровергается глубиной поражения целей на территории Армении и дальностью работы азербайджанской ствольной артиллерии. Не идёт речи даже о частичной мобилизации (по словам главы парламента Алена Симоняна это было бы шагом к агрессии), а отдельные протесты неорганизованных граждан купируются легко.  Тем же, кто на добровольной основе стремится защитить границы страны, министр обороны Сурен Папикян посоветовал обращаться в военные комиссариаты по месту жительства.

Тем не менее в ОДКБ был направлен запрос о содействии, реакция на который (отправка в Армению мониторинговой миссии) спровоцировала недовольство таких соратников Пашиняна, как Ален Симонян или секретарь Совета безопасности Армен Григорян (кадр Джорджа Сороса), регулярно встречающийся с помощником президента Азербайджана Хикметом Гаджиевым, как в минувшем августе в Брюсселе. Там же в последний день лета при посредничестве главы Евросовета вновь встретились Ильхам Алиев и Никол Пашинян, обсуждая возможный мирный договор между Арменией и Азербайджаном. «Переговоры по мирному соглашению продолжаются, обсуждаются, и я очень надеюсь, что мы сможем реализовать его в ближайшее время», – вновь подтвердил Симонян в эфире Общественного телевидения Армении.

Армен Григорян в студии "Азатутюн"

Выступая с заведомо более слабых позиций, Ереван  маневрирует между Москвой, Брюсселем и Вашингтоном. Так, на Восточном экономическом форуме во Владивостоке Пашинян заявил о заинтересованности определённых сил в дестабилизации Закавказья на фоне погружённости Москвы в украинский конфликт. Едва ли случайно совпадение по времени сентябрьских столкновений на армяно-азербайджанской границе и наступления ВСУ в Харьковской области с последующим их выходом на границу РФ. «Азербайджан чувствует себя вполне уверенно в этот геополитический момент, и особенно сейчас, во время украинского контрнаступления…проверяя приверженность России защищать Армению», – косвенно подтверждает эту версию старший научный сотрудник Carnegie Europe британец Том де Ваал. Сентябрьские столкновения представляют «серьёзную стратегическую головную боль» для В. Путина, с удовлетворением констатирует Politico: дескать, «миротворческие усилия Кремля ставятся под сомнение обеими сторонами» и Евросоюз стремится восполнить создавшийся вакуум.

Западные стратеги не скрывают стремления превратить Закавказье в полноценный «второй фронт», призванный создать для России дополнительные серьёзные проблемы. Июльский вояж на Кавказ директора ЦРУ Уильяма Бёрнса, недавний – нового главного советника Госдепартамента по Кавказу Филипа Рикера, вбросы относительно «ведущей роли» в усилиях по прекращению огня госсекретаря Блинкена, приезд в Ереван Нэнси Пелоси по приглашению Симоняна – всё это мотивировано логикой противопоставления Запада и «агрессивной» России, вынужденной действовать в узком коридоре возможностей. Прямое военное вмешательство, на которое намекает Армен Григорян (и не только он), означало бы конфронтацию России с Азербайджаном и Турцией, реальных рычагов давления на которые у Москвы не так много. В противном случае гарантирован рост активно подогреваемых антироссийских настроений в Ереване, чреватых окончательным разрушением содержательного диалога с Москвой.

Традиционная роль России как гаранта региональной безопасности на Кавказе устраивает далеко не всех. Трёхстороннее заявление от 10 ноября 2020 года гласит: «Разблокируются все экономические и транспортные связи в регионе. Республика Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджанской Республики и Нахичеванской Автономной Республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях. Контроль за транспортным сообщением осуществляют органы Пограничной службы ФСБ России». После окончания «44-дневной войны», кардинально поменявшей расстановку сил в регионе, по примерной линии административной границы между Армянской ССР и Азербайджанской ССР началось развёртывание пунктов пограничных сил ФСБ России, один из которых (в Гегаркунике) был обстрелян в ночь с 12 на 13 сентября. Сообщается, что личный состав был вынужден в срочном порядке покинуть место расположения. Согласно информации армянских источников, в результате прямого попадания повреждены здание размещения российских пограничников и военная техника. И хотя информация о пострадавших российских пограничниках не нашла подтверждения, этот эпизод вызывает серьёзную тревогу. В Баку опровергли причастность к инциденту, но в разогретой ситуации вероятны новые провокации в отношении российских военнослужащих, в частности российских миротворцев в Нагорном Карабахе.

«Влиятельность российского флага значительно уменьшилась, и система безопасности всего постсоветского пространства действительно кажется сломанной,обозначает цели западной политики сотрудник Chatham House, хорошо известный на Кавказе Лоренс Броерс. – Мы наблюдаем крах имевшейся у России репутации гаранта безопасности, как на объективном уровне.. так и на уровне субъективном, в области восприятия российских гарантий безопасности».

Успех этой колониальной тактики, где желаемое выдаётся за действительное, неизбежно негативно скажется на двусторонних связях России с государствами Кавказа и на попытках наладить хотя бы видимость взаимопонимания в «треугольнике» Москва – Анкара – Тегеран.

Как отметил в интервью РИА «Новости» директор 4-го департамента стран СНГ МИД Денис Гончар, в Брюсселе уже не скрывают, что поставили перед собой цель вытеснить Россию из Закавказья. Попытки европейцев «вклиниться» в работу трёхстороннего российско-азербайджано-армянского переговорного формата активизировались на фоне антироссийской санкционной кампании коллективного Запада. Филип Рикер заявил об объединении усилий Вашингтона и Брюсселя на кавказском направлении. Москва заявляет об отсутствии желания играть в геополитические игры с нулевым результатом, но опасная региональная динамика требует самого пристального внимания. «Второй фронт» в Закавказье может приобрести куда более реальные очертания.