Рост цен на электроэнергию в Европе заставляет предприятия затягивать пояса потуже. Они сокращают производство и штат, отказываются от экологичных видов топлива, а дальше идёт цепная реакция: люди беднеют, рецессия ускоряется. И надежды на улучшение нет, пишет NYT.
Стеклозавод компании Arc International долгие годы работал на дешёвой энергии, благодаря чему стал крупнейшим в мире производителем стеклянной посуды, а также важнейшим работодателем на севере Франции, где живёт в основном рабочий класс, рассказывают авторы статьи Лиз Альдерман (Liz Alderman) и Мелисса Эдди (Melissa Eddy).
Но когда поставки природного газа в Европу в связи с антироссийскими санкциями сократились, цены на электроэнергию стали стремительно расти. Президент компании Николас Ходлер (Nicholas Hodler) недавно в целях экономии отправил в частично оплачиваемый отпуск треть из 4500 работников Arc International. Четыре из девяти печей завода будут простаивать, а остальные перейдут с газа на дизельное топливо. Оно дешевле, но сильнее загрязняет окружающую среду.
«Это самая драматическая ситуация, с которой мы когда-либо сталкивались, – сказал Ходлер. – Для таких энергоёмких предприятий, как наше, она является катастрофической».
Высокие цены на энергоносители сильно бьют по европейской промышленности. Arc – не единственная компания, оказавшаяся в таком положении.
Производителям металла, бумаги, удобрений и прочей продукции нужны газ и электричество. Все они объявили о затягивании поясов.
«Среди таких предприятий находится крупнейшая сталелитейная компания в Европе Arcelor Mittal, которая переводит на холостой режим доменные печи в Германии. Мировой производитель алюминиевой продукции Alcoa на треть сокращает производство на плавильном заводе в Норвегии. Крупнейшая компания Nyrstar, специализирующаяся на цинке, останавливает производство в Нидерландах на неопределённый срок»,
– поясняет NYT.
Компания Arc в своём нынешнем виде была основана в 1825 году под названием Verrerie Cristallerie d’Arques и производила хрустальные бокалы и кубки.
Сегодня у компании колоссальные объёмы производства. Масштабы деятельности компании позволили ей опосредованно создать в регионе еще примерно 15000 рабочих мест. Это картонные фабрики, производящие упаковку для стекла, это транспортные компании, занимающиеся перевозкой продукции, и так далее. У Arc также есть заводы в Китае, Дубаи и Нью-Джерси.
«Остановка печей – это плохая новость. Конечно, высокие цены на энергоносители сказываются. Но это происходит настолько быстро, что становится страшно», – сказал рабочий с 28-летним стажем, пожелавший остаться анонимным.
У многих предприятий издержки возросли так, что они не могут позволить себе оплатить их. А уже близится время, когда европейским компаниям придётся продлевать контракты на поставку электроэнергии, но уже по новым ценам.
Цены на электричество на год вперёд привязаны к стоимости газа и составляют около тысячи евро за мегаватт-час в Германии и во Франции, а стоимость газа достигла рекордных высот и составляет около 230 евро за мегаватт-час.
«Это значит, что нам придётся в два с лишним раза поднять свои цены, тогда никто не будет покупать наши чашки и тарелки», – сказал Рольф Фровайн (Rolf Frowein) директор фирмы Eschenbach Porcelain.
Когда в конце года истечёт срок действия контрактов фирмы на электроэнергию, ей придется платить по счетам 5,5 миллиона евро в год, что в шесть раз больше, чем сейчас.
Компании Eschenbach Porcelain ведёт переговоры с местными политиками в поисках решения проблемы. Она и еще десятки малых и средних предприятий Германии опасаются, что им придется закрыться навсегда.
Крупнейший во Франции алюминиевый завод Aluminium Dunkerque, столкнувшись с угрозой четырехкратного повышения расходов на электроэнергию, отправил в неоплачиваемый отпуск часть своих рабочих и сократил производство более чем на 20%.
«Время, которое мы тратим на решение проблем с электроэнергией, увеличилось в 10 раз, – сказал глава завода Гийом де Гойс (Guillaume de Goÿs). – Мы надеемся, что кризис будет недолгим, но, если он затянется, европейская промышленность окажется в большой беде».
Стекольный завод Arc, производящий посуду для сервировки, потребляет столько же электричества, сколько 200000 домов. В целом компания изготавливает четыре миллиона стаканов в день. Это кроме тарелок, декоративных подсвечников, стеклянных люков для стиральных машин. Теперь в условиях кризиса объёмы заказов резко уменьшились.
«Люди обеспокоены зимними счетами за электричество. Они говорят, что с покупкой второстепенных товаров можно подождать», – сказал Николас Ходлер.
Он всеми силами пытается спасти свою компанию.
Раньше завод использовал газ, теперь впервые печи компании перейдут на дизельное топливо. Ещё сложнее будет вывести из эксплуатации печи предприятия.
«Стеклоплавильную печь нельзя просто так выключить, потому что это её разрушит, – объяснил Ходлер. – Если постепенно и плавно переводить её в отключенный режим, она выживет. Но чтобы снова разогреть её, потребуется больше месяца. Мы не хотим полностью останавливать производство, но работать себе в убыток мы тоже не можем».
Жителей городка Арк всё это очень тревожит. Если не работают печи, не работают и сотрудники завода. Многие предприятия находятся от него в прямой зависимости: транспортные компании, изготовители картона для упаковки посуды. Они все на себе ощутят силу этого удара. Рабочие вынуждены отдыхать в связи с сокращением производства. От вынужденного отдыха они теряют в зарплате примерно 20%. А цены на электроэнергию, бензин, продукты растут. А дальше проблем будет гораздо больше, заключает издание.
Соб. корр. ФСК