Глава украинского МИД Сибига 7 июля утвердил новую структуру своего ведомства, чем поделился со своими подписчиками в социальных сетях. По его словам, новая структура соответствует «реалиям войны и лучшим европейским и мировым дипломатическим практикам».
Как бы это смешно ни звучало, но Сибига уверен, что это «структура современного, сильного и прогрессивного внешнеполитического ведомства европейского государства». Сразу захотелось посмотреть, какие же новшества появились во внешнеполитическом ведомстве.
По заявлению Сибиги: «Навсегда в прошлом останутся времена, когда в МИДе был департамент, в названии которого было слово «разоружение». Это было давно, но когда-то такое подразделение действительно существовало. Украина больше никогда не будет разоружаться».
Речь идет о том, что в самом начале украинской независимости в украинском МИД было создано управление по контролю над вооружениями и разоружения. Именно оно занималось вопросом присоединения Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) от 1968 года в качестве неядерного государства, а также к Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) от 1991 года.
В 1992 году Киев подписал Лиссабонский протокол о присоединении к СНВ-1, а в 1994 году – Будапештский меморандум. В последующие годы, согласно обязательствам по этим договорам, России были переданы все находившиеся на территории Украины ядерные боеголовки и уничтожены все шахтные установки межбаллистических ракет. Также были уничтожены или вывезены в Россию все средства доставки ядерного оружия, включая советские стратегические бомбардировщики, пугавшие Запад. Вот такое было разоружение Украины.
Теперь же у Киева не осталось ни ядерного оружия, ни обычного или, как говорят, конвенционального оружия, которое практически полностью либо распродано за рубеж украинской коррупционной властью в спокойные годы, либо использовано ВСУ на протяжении последних одиннадцати лет во время боевых действий против Донбасса.
Однако мне кажется, что Сибига все-таки поторопился. И, учитывая сколько всего оружия было передано ВСУ из стран НАТО, по результатам СВО разоружаться Украине так или иначе придётся. Но пойдем дальше.
Ранее в МИД существовало шесть территориальных департаментов, которые так и назывались по номерам: первый, второй и т. д. В новой структуре «среди региональных департаментов будет теперь первый и второй европейские, департаменты Латинской Америки и Карибского Бассейна, Азии и Тихого океана, Ближнего Востока и Северной Африки, Африки и региональных африканских организаций».
А что поменялось? Первый и второй европейские департаменты так и занимаются дальше странами Западной и Восточной Европы соответственно. Старая практика, которая существует в МИД десятилетиями и ничего нового тут абсолютно нет. Другие департаменты получили названия регионов, с которыми они работают, как это и было в предыдущие десятилетия.
Нельзя не согласиться с тем, что за последние полтора года значительно возросло количество украинских посольств в странах Африки. Разрастание сети дипучреждений, очевидно, должно было вылиться в укрупнение либо разделение соответствующего территориального департамента. Другой вопрос, что основная цель открытия новых посольств – это не развитие двустороннего сотрудничества, а принуждение африканских стран к совместной «дружбе против России».
Кроме того, по словам Сибиги, «управление США и Канады будет отсоединено от Департамента Латинской Америки и Карибского Бассейна, поскольку это отдельное направление работы, которое не может «смешиваться» вместе с латиноамериканскими делами».
Получается, что просто разделили существовавший департамент Америки на две части: США с Канадой и все остальные латиноамериканские страны. Так ими и раньше занимались разные отделы этого департамента, учитывая специфику двусторонних отношений и используемые в этих странах языки. В чем же новизна? Ее просто нет.
Аналогично поступили с департаментом стран Азии и Тихого Океана, откуда выделили среднеазиатские бывшие советские республики: «Центральная Азия будет выведена в отдельное управление, что свидетельствует об особом внимании». Не исключено, что их отделили из-за того, что обычно такими странами занимались украинские дипломаты, которые, скажем так, не очень хорошо знали иностранные языки, а с представителями Средней Азии всегда можно было поговорить на русском.
В новой структуре МИД также решили ввести «функциональное деление заместителей»: «Отныне у нас будут первый заместитель, курирующий наиболее ответственные направления, замминистра по вопросам европейской политики, замминистра по международной безопасности, замминистра по глобальным вопросам и публичной дипломатии, замминистра - CDTO по цифровизации».
Попросту говоря, к должности «замминистра» теперь будут добавлять тематику его работы для более легкого понимания того, какие вопросы, а другими словами, департаменты и управления он курирует в своей деятельности. И это тоже никакая не новизна. Всегда в МИД существовало распределение обязанностей, согласно которому тот или иной замминистра курировал ряд структурных подразделений, т. е. подписывал подготовленные ими документы и был в курсе актуальной тематики.
Неужели все изменения структуры украинского МИД лишь в изменении названий и разделе существующих департаментов? Сибига говорит, что нет. Он пообещал, что «у нас теперь будут некоторые новые отдельные управления. К примеру, управление недружественных стран. Сюда будут входить не только Россия, но и ее приспешники, такие как Северная Корея или Беларусь. Здесь речь идет не о двусторонних отношениях, а о противодействии угрозам. Украина защищается от полномасштабной агрессии, и наша политика должна придавать приоритет нейтрализации угроз».
Очень дипломатично прозвучали слова «недружественных», «приспешники» и «агрессии». Но дело даже не в этом. Раньше в МИД существовало управление, занимающееся странами СНГ, включая Россию и Беларусь. С учетом того, что украинские дипучреждения в РФ были закрыты в 2022 году, то контакты с Москвой через Минск вполне логичны. А вот зачем присоединять к «недружественному» управлению Северною Корею? Тем более что украинского посольства в Пхеньяне нет, а все контакты с этой страной идут через посольство в Пекине, да и тематика двусторонних проблем ближе к азиатской, чем к российской.
Интересно, какие еще страны Киев захочет включить в список «приспешников» России? Может сразу все страны БРИКС? Посмотрим.
Перейдем к экономическим вопросам. В новой структуре МИД «создается также отдельное управление санкционной политики. Давно назревшее решение. Вопрос санкций был «разбросан» между разными департаментами. Создание отдельного структурного подразделения позволит консолидировать процессы и повысить эффективность санкционной работы».
Значит теперь, все вопросы антироссийских санкций, принятых странами Запада, будут сконцентрированы в одном управлении. Поможет ли это украинским дипломатам обеспечить их соблюдение другими странами мира, особенно Глобального Юга? Очень сомневаюсь, что все сразу же «примут под козырек» и кинутся выполнять указания украинских дипломатов. Даже западные страны и их союзники осознанно продают свои товары в Россию по «параллельному импорту» или через другие страны, например Беларусь.
Еще одно «новое» функциональное подразделение МИД – «Департамент экономической дипломатии и восстановления будет заниматься не только открытием новых рынков, содействием украинским экспортерам и привлечением инвестиций, но и процессами привлечения международной поддержки в восстановлении Украины».
Раньше это был департамент экономического сотрудничества, который продвигал двустороннюю торговлю, а теперь, как видно из названия, его сотрудники будут выпрашивать в других странах инвестиции и финансирование для восстановления страны. Инвестиции, конечно, никто воюющей стране не даст, а деньги «на восстановление» будут тратиться киевской властью на потемкинские деревни, которые сразу же будут «разбомблены» российскими ракетами и беспилотниками, чтобы покрыть воровство полученных средств.
Сибига также заявил о создании в МИД двух отдельных структур, занимающихся вопросами НАТО и ЕС: «Это свидетельство приоритетности нашего пути к вступлению в альянс. Ранее интеграция в ЕС и НАТО была объединена в один департамент ЕС и НАТО, так называемый ДЕН. Теперь у нас будет департамент Европейского Союза и управление НАТО. Департамент будет работать уже над непосредственным вступлением Украины в ЕС. Управление НАТО придаст новый импульс нашей интеграции на пути к полноправному членству в альянсе».
Самое интересное, что Департамент ЕС (в форме управления) был создан в МИД еще в 1998 году. А вопросами НАТО ранее занималось управление «евроатлантической интеграции», что можно перевести как «вступление в НАТО» Так что тут тоже нет ничего нового.
Тем не менее сменить название пришлось и подразделению по связям с украинской диаспорой: «Если раньше МИД имел управление зарубежного украинства, то теперь мы создаем отдельный департамент мирового украинства и гуманитарного сотрудничества. Это свидетельство важной роли и приоритетности развития связей и взаимодействия с глобальным украинским сообществом».
Прямо вижу, как «зарубежное украинство» превратилось в «мировое». Чувствую, что есть простор для дальнейших изменений во «всемирное» украинство.
Поскольку заключение новых международных договоров других стран с Украиной несколько замедлилось, то теперь юристы МИД займутся не вопросами их подготовки и подписания, а антироссийской деятельностью. По словам Сибиги, «департамент международного права и международно-правового противодействия агрессии будет заниматься привлечением России и россиян к ответственности за совершенные зверства».
Очевидно, что это подразделение займется вопросами «спецтрибунала» против России, который киевская власть создала в рамках Совета Европы. Так что особо их деятельность не изменится.
«HR-служба будет называться департаментом персонала и будет сфокусирована, прежде всего, на привлечении новых кадров и создании мотивации», – заявил глава МИД. Здесь тоже ничего не поменялось, кроме названия, которое и раньше периодически меняли с «кадров» на «персонал».
По словам Сибиги, «новую роль и вес в системе МИД получат Государственное учреждение «Украинский институт» и Дипломатическая академия Украины имени Г. Удовенко, которую мы планируем превратить в полноценное высшее учебное заведение».
Про «Украинский институт», который превратился в инструмент пропаганды русофобской политики киевской власти рассказывалось ранее. А вот вопрос превращения Дипакадемии в полноценный вуз совсем не нов. Он и был когда-то нормальным вузом, пока предыдущее руководство МИД не превратило его в подобие курсов повышения квалификации. Так что речь идет не о превращении в вуз, а про возвращение ему этого статуса, что в современных условиях выглядит довольно проблематично.
В общем и целом, очередное изменение структуры МИД фактически является сметанием пыли с прошлых названий, увеличением количества подразделений, а значит и начальствующего состава, а также очередным добавлением западного соуса русофобии.
По большому счету ничего нового и полезного это не принесет ни Украине, ни ее отношениям с другими странами.