Ровно 25 лет назад, в ноябре 1999 года вступило в силу межправительственное соглашение о передаче с Украины в Российскую Федерацию тяжёлых бомбардировщиков Ту-160, Ту-95МС и крылатых ракет воздушного базирования большой дальности.
Да-да, именно тех, которые значительно укрепили ядерную триаду России и помогают проводить СВО, периодически пролетая над своими бывшими авиабазами на Украине.
В рамках сделки об оплате поставленного Украине газа на сумму 275 млн. долл. США России удалось вернуть на берега Волги 11 самолётов (3 Ту-95МС и 8 Ту-160) и изготовленные для них 575 крылатых ракет, а также необходимое для их обслуживания оборудование. Вроде бы немного? Но надо знать, что это были за самолеты.
Созданный СССР в 1950-х годах и производившийся вплоть до 1992 года Ту-95 является единственным стратегическим ракетоносцем-бомбардировщиком с турбовинтовыми двигателями, который долгие десятилетия обеспечивал стратегический паритет в объявленной Западом холодной войне. За весь советский период было произведено более 200 таких самолетов, из которых на вооружении России находится более 50.
Причём после развала СССР на авиабазе в г. Узине Киевской области остались самолеты Ту-95МС – последняя модификация этого стратегического бомбардировщика, производившаяся в 1980-х годах. Их невысокая крейсерская скорость (700 км/ч) компенсировалась дальностью полета в 10,5 тыс. км и возможностью нести в грузовом отсеке 6 ядерных ракет с разделяющимися боеголовками. А при дальнейшей модернизации получилось подвесить снаружи самолета еще по 10-16 таких ракет.
В свою очередь, сверхзвуковой самолет Ту-160 был последней новинкой ВПК СССР, который начал производится лишь в 1984 году. Данный ракетоносец-бомбардировщик стал самым тяжелым боевым самолетом в мире с максимальной взлетной массой в 275 тонн. При этом за счет крыльев изменяемой стреловидности он может достигать сверхзвуковой скорости в 2000 км/ч и имеет дальность полета до 14 тысяч км.
Изменяемая стреловидность означает, что после взлета и набора высоты крылья самолета словно прижимаются к корпусу самолета, что позволяет ему быстро набрать сверхзвуковую скорость. За свою красоту самолет Ту-160 получил в войсках стратегической авиации неофициальное название «Белый лебедь».
Всего СССР успел произвести чуть менее 30 самолетов Ту-160, большая часть которых, начиная с 1987 года, была поставлена на боевое дежурство на авиабазе возле города Прилуки Черниговской области. И хотя после развала СССР их производство на авиазаводе в Казани формально продолжилось, его темпы были абсолютно не сравнимы с советскими. При этом на 1991 год в РСФСР остались только 6 полностью готовых Ту-160 – в три с лишним раза меньше, чем в Украинской ССР.
Таким образом, Украине в наследство досталось более 40 новейших советских стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев: 23 самолета Ту-95МС и 19 экземпляров Ту-160, а также несколько сотен боевых ракет к ним.
Как же поступил Киев с этими бесценными самолетами, которые держали в страхе весь Запад?
Дело в том, что в документах, на которых основывается ее независимость, было написано, что Украина «торжественно провозглашает о своем намерении стать в будущем постоянно нейтральным государством, которое не принимает участия в военных блоках и придерживается трех неядерных принципов: не принимать, не производить и не приобретать ядерного оружия».
Поэтому в мае 1992 года Украина, как и другие бывшие республики СССР, на территории которых находилось советское ядерное оружие (Белоруссия и Казахстан), подписала Лиссабонский протокол – дополнение к Договору между СССР и США о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).
Согласно этому документу, Украина как безъядерное государство обязалась до 2001 года полностью лишиться всего ядерного оружия, включая средства его доставки, которыми и являются стратегические бомбардировщики. Сами ядерные боеголовки были полностью переданы России до конца 1996 года. А вот с самолетами и ракетами ситуация была гораздо сложнее.
Сначала Украина планировала продать несколько новеньких Ту-160 в КНР, но США категорически запретили подконтрольной киевской власти их продажу Пекину, а сам Китай еще не набрал достаточно экономической и политической силы, чтобы настоять на завершении этой сделки.
Единственным вариантом, который не нарушал многочисленные ограничения международного законодательства, было полное уничтожение самолетов или их передача России.
В итоге под радостные аплодисменты представителей США на Украине было уничтожено 19 Ту-95МС и 10 новейших Ту-160, причем налет на многих из них не превышал 500, а то и 100 часов (после 1991 года они практически не использовались).
По одному экземпляру Ту-95МС и Ту-160 было передано в музеи авиации в Узине и Полтаве, а их техническое состояние было приведено в негодность – летать они не смогут. Еще 3 Ту-95МС Украина планировала переделать «для контроля химического и радиационного состояния воздуха», но затем их начали разбирать на запчасти, и они частью ушли в металлолом, а частью так и остались в нерабочем состоянии на Николаевском авиаремонтном предприятии.
Однако тогда, в 1999 году, российскому правительству все-таки удалось убедить Киев заключить соответствующее соглашение и спасти от уничтожения часть советских самолетов. Это сразу увеличило авиапарк стратегической авиации России и, что особенно важно, довести до 15 количество сверхзвуковых Ту-160. Кроме самолетов, в Россию было передано 575 ракет Х-55, а также оборудование для их обслуживания общим объемом в 124 железнодорожных вагона.
Очень символично, что межправительственное соглашение о передаче России Ту-160 и Ту-95МС, а также крылатых ракет было подписано в крымской Ялте председателем правительства РФ Владимиром Путиным, который буквально через несколько месяцев стал российским Президентом.
Сейчас киевская власть буквально кусает локти от злости и понимания того, что переданные России самолеты и ракеты сейчас используются для «денацификации и демилитаризации» Украины.
По случаю 25-летия подписанного соглашения украинские журналисты рьяно пытаются найти «виновных» и проводят свои расследования, опрашивая политиков того времени и поднимая архивные документы.
По словам бывшего депутата Юрия Костенка, передача самолётов и крылатых ракет России – это «государственное предательство», а ее оформление межправительственным соглашением нарушало законодательство страны, поскольку «не имеет права президент, премьер-министр или любой министр от имени Украины передавать кому-то что-то, что касается общенародной собственности».
В то же время бывший в 1999 году главой МИД Украины Борис Тарасюк (ныне представитель при Совете Европы) обосновывал отсутствие ратификации тем, что достигнутая договоренность основывается на положениях договора СНВ-1, который уже был ратифицирован Верховной радой, поэтому межправительственное соглашение «достаточно утвердить решением Кабмина». При этом он отметил, что цена на переданные самолеты и ракеты «была не рыночной, а определена на политическом уровне» руководством двух стран.
Еще один бывший министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко прямо признает: «На нас давили с двух сторон – Америки и России. И это было требование американцев, чтобы мы передали это оружие россиянам… Угрожали экономическими санкциями и многими другими бедами».
Звучит как: «Это не я, начальник приказал!»
В то же время бывший посол США в Киеве Пайфер признал, что США хотели, «чтобы бомбардировщики были уничтожены или разобраны на части». Он заявил, что не было никакого давления на Киев: «Мы хотели, чтобы Украина придерживалась обязательств, а именно – убрать все стратегические наступательные силы со своей территории до конца 2001 года».
По некоторым данным, Владимир Путин во время своего визита в Киев в статусе премьер-министра на инаугурацию второго президентского срока Леонида Кучмы 30 ноября 1999 года лично договорился с ним об оперативной реализации достигнутого соглашения. Прямое участие нынешнего Президента РФ в передаче России стратегических бомбардировщиков и ракет еще больше злит сегодня негодующих украинских националистов.
Бывший президент Украины Кучма «уверен, что в 1999 году передача России бомбардировщиков и ракет была технически и экономически выгодной и не несла реалистичных угроз». Хотя тут же делает оговорку, что позднее он «не передал бы России даже намного менее разрушительные средства, однако история не имеет сослагательного наклонения».
Действительно, сейчас мы видим, что киевская власть без сожаления бы использовала бывшее советское стратегическое оружие против России. И хорошо, что оно уже давно находится в России, в составе которой, надеюсь, скоро окажется и вся бывшая Украина.