Политические и экономические проблемы в Грузии негативно сказались на судьбе проживающих в стране украинских беженцев. Арендодатели отказываются сдавать им жильё, а местные жители выражают недовольство тем, что мигранты получают пособие, пишет издание Eurasianet.
Павла вместе с семьёй, как и многих других бежавших от конфликта жителей Украины, изначально поселили в одной из тбилисских гостиниц. Грузинские власти оплатили проживание более пяти тысячам беженцев в гостиницах Тбилиси и Батуми, а большое количество других украинцев приютили обычные граждане и частные организации.
Но содержание тысяч беженцев в гостиницах оказалось нерациональным в долгосрочной перспективе, и в начале августа грузинские власти перестали оплачивать проживание и питание украинцев и начали выдавать им наличные деньги. Павлу и его семье пришлось переехать на окраину города.
«Это единственное, что мы могли себе позволить, но по крайней мере метро недалеко», – сказал Павел, обводя руками комнату, в которой живёт вместе с женой и двумя детьми.
Травма позвоночника сделала Павла непригодным к военной службе и с началом конфликта ему с семьёй и детьми пришлось уехать из Украины, – поясняет автор статьи Георгий Ломсадзе (Giorgi Lomsadze).
«Нынешний подход, который предполагает обеспечение жильём на несколько дней, а затем некоторой денежной помощью, целесообразен и в целом соответствует подходу, принятому в принимающих странах», – сказал Eurasianet.org представитель местного офиса управления верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) в Грузии Кемлин Фурли.
По словам Фурли, рекомендованный подход заключается в том, чтобы удостовериться в наличии у беженцев надлежащего жилья с удобствами для приготовления пищи и другими атрибутами нормальной жизни и сосредоточиться на их интеграции в принимающее общество.
Некоторые беженцы из гостиниц переехали по собственной воле.
«Мне нужно было место, где я могла бы готовить и чувствовать себя как дома», – сказала Марта Дробина, беженка из Харькова, проживающая со своим сыном с особыми потребностями в двухкомнатной квартире на противоположном конце города от квартиры Павла. Ей удалось устроиться на работу в ресторан.
Павел по состоянию здоровья не смог найти работу, и его супруга начала периодически подрабатывать уборкой, взвалив на себя всё бремя обеспечения семьи.
«Она делает всё: работает, готовит, стоит в очереди за гуманитарной помощью. Она может отремонтировать сантехнику и сварить борщ из ничего», – сказал Павло.
В самом начале конфликта те немногие украинцы, которые добрались до Грузии, приезжали в основном окольными путями через Европу на Кавказ, чтобы погостить у родственников или друзей. Многие украинцы из этой волны, бежавшие в основном из центральной и западной Украины, в конечном итоге вернулись домой. По официальным данным, примерно из 90 тысяч украинских беженцев, прибывших в Грузию с марта по август, около 80 процентов, по оценкам, уехали обратно на Украину или в Европу, пишет издание.
Правительство Грузии выделяет каждой украинской семье 300 лари (106 долларов) в месяц, плюс еще 45 лари (16 долларов) на каждого человека. Также украинцам предоставлен бесплатный доступ к общественному транспорту, образованию и с некоторыми ограничениями к здравоохранению в Грузии, поясняет автор статьи.
Снять жильё на эти деньги, особенно в крупных городах, практически невозможно. Арендодатели стремятся нажиться на притоке отдыхающих россиян, у которых больше денег, чем у украинцев.
Кроме того, некоторые домовладельцы опасаются сдавать жильё украинским беженцам.
«Меня мучает совесть, но на днях я отказал украинской семье и взял вместо неё россиян. Россияне приезжают сюда в качестве туристов, и они уедут через три недели. Украинцы хотели остаться до конца года, но они беженцы, а вдруг у них закончатся деньги? Я не смогу просто выгнать их на улицу и останусь без дохода», – сказал один домовладелец, пожелавший остаться анонимным.
Мизерный размер помощи, предоставляемой государством украинским беженцам, объясняется финансовыми и политическими причинами. Грузия является одной из самых бедных стран региона.
По словам Фурли, власти Грузии делают все возможное для помощи. Совместно с партнёрскими агентствами УВКБ ООН добавляет к выплатам правительства еще 235 лари на человека, уделяя особое внимание тем, кто находится в наиболее уязвимом положении.
Но по мнению представителя УВКБ ООН Фурли, Грузия должна разработать более надёжный долгосрочный план: «При дополнительной поддержке международного сообщества было бы хорошо иметь более долгосрочный план, который бы помог разделить украинских беженцев на категории и предоставлять больше практической помощи тем, кто пытается работать и оставаться независимым, и заботиться о тех, кто действительно не сможет этого сделать в ближайшем будущем».
Наш комментарий. Вообще, поразительно, что Грузию в чём-то упрекают по отношению к беженцам с Украины (тон статьи именно такой, да и название тоже – «Украинские беженцы сталкиваются с пределами грузинского гостеприимства»): 5000 человек до августа расселили в отелях Тбилиси (столица) и Батуми (город у моря). И далеко не каждый грузин может позволить себе жить на окраине Тбилиси даже в «тесной квартире». Минимальная зарплата для частного сектора – всего 20 лари, высокий уровень безработицы, наиболее высокооплачиваемые профессии – в иностранных компаниях, строительстве, госсекторе. Многие грузинские семьи живут за счёт своего хозяйства, ремесла, между политическими потрясениями доходы приносит туризм (в основном российский).
Содержать в дорогих отелях украинских беженцев и создавать им прекрасные условия долгое время грузинам просто не по силам. Тем более что страна приняла более 20000 украинских граждан. Понятное дело, что обеспечить им проживание в отелях Тбилиси и Батуми Грузия не сможет, как не сможет и обеспечивать их долго. Также понятно и то, что украинские беженцы в большинстве своём не смогут встроиться в грузинскую реальность – для начала необходимо выучить грузинский язык.
Соб. корр. ФСК
Фото: Eurasianet