В конце 1950-х годов бандеровское движение на Украине доживало последние дни. Войска органов Госбезопасности СССР постоянно наносили удары по базам националистов, уничтожались их руководители и боевики. В ЦРУ, где поддерживали бандитское подполье, поняли, что дело проиграно. Однако составили план дальнейших действий. Он содержался в докладе «Факторы сопротивления и зоны действий специальных сил. Украина». Доклад был датирован августом 1957 года.
200 с лишним страниц, которые пылились в секретных сейфах ЦРУ, – не просто исторический документ, это свидетельство того, что происходящее на Украине сегодня закономерно. То была мина замедленного действия, которой суждено было взорваться спустя десятилетия.
Авторы доклада детально разобрали ситуацию в советской республике, оценили настроение её жителей, отношение к советской власти. И старались заглянуть в будущее, пытаясь определить, какие регионы УССР будут «гостеприимны» к американским силам вторжения, если оно произойдет, а какие окажутся, наоборот, враждебны. Была составлена так называемая карта лояльности населения Украины.
Данные ЦРУ 65-летней давности во многом совпадают с картиной, которую можно наблюдать сегодня. В частности, «верным Кремлю» был назван Крым (зона 1). В докладе говорилось: «Южные склоны Крымских гор с видом на Черное море были превращены в один из главных туристических центров Советского Союза, и их население является одним из самых лояльных режиму».
Говоря о промышленных районах Донецкой и Луганской областей (зона 2) аналитики ЦРУ использовали метафору: «По-видимому, многие местные жители представляют себя русским островом в украинском море и, следовательно, отождествляют себя с российскими интересами и советской властью».
В зоне 3 – северо-восточный район Украины от Чернигова до Харькова – силы вторжения могли найти определенную поддержку, но были, в глазах составителей доклада, и препятствия.
В Одесской области (4-я зона), по мнению аналитиков ЦРУ, американцам трудно было рассчитывать на тёплый прием: «Исторически это считалось скорее российской, чем украинской территорией. Во время Второй мировой войны здесь было мало признаков националистических или антироссийских настроений».
Положение в 5-й зоне (Причерноморье) также оценивалось американцами без оптимизма. А вот в излучине Днепра (зона 6), районах Кривого Рога, Днепропетровской и северной части Запорожской областей захватчиков могли встретить коллаборационисты.
Далее (зоны 7-8) начинались регионы, где националистические и антисоветские настроения были довольно сильными; здесь население, по оценкам ЦРУ, могло предоставить «существенную поддержку специальным силам». Это левобережная часть Полтавской, Черниговской и Сумской областей, Кировоградская область на правом берегу Днепра и часть Винницкой области. В докладе ЦРУ говорилось, что «этот пояс является традиционной сердцевинной землей Украины, а украинцы здесь составляют более 95 процентов населения во многих районах». Почти так же ситуация оценивалась в Киевской, Житомирской, Черкасской и Хмельницкой областях.
Относительно следующих зон на Западной Украине американцы не сомневались – там их встретят цветами. В войну эти места частично находилась под контролем «украинских повстанцев», включая города Ковель, Луцк, Костополь, Владимирец.
Самой благоприятной для сил вторжения США считалась последняя, 12-я зона, куда вошла сердцевина Западной Украины – Львовская, Тернопольская и Ивано-Франковская области. Американские аналитики отмечали, что в горах Карпат продолжали действовать небольшие, разрозненные отряды бандеровцев, которые могли помочь американцам.
Доклад был выдержан в осторожно-оптимистическом тоне, но его авторы наверняка понимали, что план вторжения американских войск в СССР – в лучшем случае отдаленная перспектива, а в худшем – пачка ненужных бумаг. Тем не менее планы уничтожения СССР в США существовали: «Тоталити», «Дропшот» и другие.
В августе – декабре 1991 года, в преддверии распада СССР, пропагандисты на Украине уверяли, что рост «самостийности» никаких межнациональных проблем в республике не создаст, что статус русского языка не изменится. Что отношения с РСФСР останутся добрососедскими, Крыму дадут автономию, а в Севастополе будет свободная экономическая зона.
К примеру, в «Обращении к русским соотечественникам» кандидата в президенты Украины Леонида Кравчука в 1991 году говорилось: «Украина твердо встала на путь независимости. На её земле наряду с украинским и другими народами полноправными хозяевами являются двенадцать миллионов русских… Украинцы и русские веками жили на Украине в мире и дружбе. Их объединяет совместно пролитая кровь, общее горе и общие радости. Будем же достойны наших мудрых предков. Построим независимую Украину как общий дом украинцев и русских, всех национальностей, ее заселяющих!» Как далеко ушла жизнь от этих слов!
После 1991 года американцы на Украине не бездействовали. В ноябре 2013 года Олег Царёв, бывший депутатом Верховной рады, говорил, что США и Великобритания готовят захват власти националистами, приводил название операции – «Техкемп». Реализацию плана курировал посол США на Украине Джеффри Пайетт.
О приближении гражданской войны на Украине, которую готовит Запад, предупреждали премьер-министр Украины Николай Азаров, депутат Верховной рады Владимир Олейник, другие политики. Им отвечали, что они занимаются «продвижением фальшивого нарратива», и такого ответа оказывалось достаточно...
А в феврале 2014 года в Киеве произошёл кровавый государственный переворот, в центре Киева «неизвестными снайперами» была расстреляна «небесная сотня». Взорвалась та самая мина замедленного действия, над закладкой которой в 1940-1950-х годах трудились люди Аллена Даллеса.
Доклад «Факторы сопротивления и зоны действий специальных сил. Украина» готовился и хранился не зря.