14 декабря завершился трехсторонний саммит глав государств Туркменистана, Азербайджана и Турции. В Авазе встречались президенты, главы министерств иностранных дел, энергетики и транспортных ведомств этих стран.
Как писали СМИ, «Эрдоган приготовил Путину ловушку», а турецкий хитрец конкретизировал цель поездки в Туркменистан и встречи «тройки»: «информирование своих партнеров об идее создания газового хаба в Турции и подключении их к его инфраструктуре».
При этом, очевидно, что для Стамбула стал болезненным отказ Ашхабада вступить полноправным членом в Организацию тюркских государств (ОТГ), как обещал перед саммитом ОТГ в Самарканде глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу. Гурбангулы Бердымухамедов решил, что Туркменистан продолжит придерживаться нейтрального статуса и настаивал на многовекторности политики, что даже внесено в Конституцию Туркменистана. Попытка подтолкнуть Ашхабад к более активному участию в жизни «тюркской семьи» и спекулировать на этой теме не удалась, и теперь Эрдоган попробовал зайти через газовую тему.
Обойти Россию через газовый транзит в Европу туркменского газа через Турцию – тема известная. Что касается Ильхама Алиева, избравшего для себя миссию султанского пажа, то его волновали не только газ и транскаспийский трубопровод, но и последовательная нейтральная позиция Ашхабада в армяно-азербайджанском конфликте. Опять же в целом ровные туркменско-иранские отношения отличаются от «дёрганий» Баку в сторону Тегерана.
Если говорить проще, то Эрдоган и Алиев ехали прессовать семью Бердымухамедовых, хотя не забывали и о бонусах вроде переданного Туркмении спорного нефтяного месторождения « Достлук.
Бердымухамедов оказался настоящим восточным политиком. Понимая, что его будут нагибать в одну сторону, он согласился на проведение саммита буквально на следующий день после торжественных мероприятий, посвященных очередной годовщине празднования Дня нейтралитета Туркменистана. Конечно, газовая труба в турецкий хаб – вещь аппетитная, но для Ашхабада не менее интересен транскаспийский путь Север – Юг, особенно с учетом того, как активно Иран взялся за логистику на своём побережье Каспия. Опять же газовый проект Путина, как вариант реанимации ТАПИ, тоже очень интересен для Туркменистана.
В итоге, как сообщил министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу, в ходе переговоров в Авазе было подписано лишь несколько меморандумов в сферах торговли, науки, образования, культуры, таможни, энергетики и транспорта.
Эрдоган явно не увез домой удовлетворяющих его решений по транспортировке газа в Европу через турецкий хаб. Пока, по словам главы МИД Турции, «мы приняли решение создать рабочую группу по этому вопросу». Как говорят в таких случаях, стороны договорились договариваться дальше, и при этом Ашхабад заявил себя самостоятельным игроком.
Соб. корр. ФСК