Несколько месяцев назад в запрещённом в России Агентстве США по международному развитию (USAID)*** заявили, что для Вашингтона «снижение зависимости Центральной Азии от российских рынков и экспортных маршрутов было долгосрочным приоритетом, но сейчас это насущная необходимость», для чего Агентство уже тратит $34 млн и выделяет дополнительные $15,2 млн на программы в сфере торговли. А еще есть Китай со своими проектами обхода России.
Так или иначе, но сегодня в Европу в обход России по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ) мчится первый контейнерный поезд «братского» Узбекистана. 16 декабря он отправился в путь в болгарский Бургас. Как сообщили в пресс-службе компании «Узбекистон темир йуллари»: «Данный грузовой поезд состоит из 46 вагонов и 91 единицы 20-футовых контейнеров с грузом Алмалыкского медного концентрата. Контейнерный поезд будет передвигаться по маршруту "Узбекистан – Туркменистан – Азербайджан – Грузия – Болгария/Европа" с протяженностью более 4000 км». Каспийское и Черное моря он пересечет по паромным переправам.
Грузоперевозка организована в сотрудничестве с зарубежными партнёрами из Туркменистана (ОАО «ТЛЦТ»), Азербайджана (ADY Container LLC) и Грузии (GR Logistics and Terminals).
До сих пор ТМТМ активно не использовался для товарооборота между Азией и Европой. Но в его развитии заинтересован, прежде всего, Китай. Свою выгоду в Черном море не упустит и Турция. Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) или Средний (Срединный) коридор был запущен в 2017 году по инициативе Казахстана; в Астане расположена и штаб-квартира Ассоциации перевозчиков Среднего коридора.
ТМТМ пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию, далее в Турцию и страны Европы и является альтернативой северным маршрутам, по которым поступают грузы в Европу через Казахстан, Россию и Беларусь. Причем для Китая отправка грузов по транскаспийскому коридору может оказаться дороже.
ТМТМ объединяет более 20 игроков транспортного рынка – владельцев магистральной инфраструктуры и перевозчиков из 8 стран. Это – Азербайджан, Грузия, Казахстан, Китай, Польша, Румыния, Украина и Турция. При этом не исключено, что Москва будет прорабатывать возможности подключения к ТМТМ. Европейский банк реконструкции и развития заявил в прошлом месяце, что готов инвестировать миллиарды евро в развитие грузовых маршрутов между Европой и Азией в обход России.
Узбекистан уже использовал Срединный коридор для обмена грузов с Турцией. От Ташкента не отстает и Астана. Казахстан сегодня рассматривает возможность пробной поставки своей нефти компанией «КазМунайГаз» (КМГ) на НПЗ в немецком Шведте, правда, не обход, а по трубопроводу «Дружба». Этот вопрос с поставками решался на уровне бундестага, и немецкие власти выразили заинтересованность в стабильных поставках сырья из Казахстана по российскому нефтепроводу «Дружба».
Глава нефтегазовой компании «КазМунайГаз» Магзум Мирзагалиев говорит:«Мы рассматриваем возможность пробной поставки нефти в Германию согласно поручению президента Токаева. Поставки могут начаться в январе 2023 года». При этом официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин сообщил 20 декабря, что у России нет никакой информации о желании казахстанской стороны начать экспорт нефти. Также Демин отметил, что Германия не указывала в заявке, что бронирует транзитные мощности нефтепровода «Дружба» под казахскую нефть и не подтверждала законтрактованные у Казахстана объемы.
Соб. корр. ФСК