На протяжении многих лет Запад внушал всему остальному миру, что экономическая глобализация – это прогресс человечества. И условием прогресса является создание мирового рынка. Причём рынка, исключающего ограничения неэкономического характера, вводимые одними государствами против других (нетарифные барьеры, санкции), высокие тарифы по импортным пошлинам, государственное субсидирование товаропроизводителей. ВТО в своем уставе зафиксировала основные правила международной торговли, соблюдение которых обеспечивало создание и поддержание такого («правильного») мирового рынка.
При этом ВТО закрыла глаза на то, что США постоянно нарушали её устав, вводя в одностороннем порядке (без одобрения Совета Безопасности ООН) санкции в виде ограничений и запретов по экспортно-импортным операциям против «неправильных» стран (КНДР, Куба, Иран и др.). При президенте Дональде Трампе Америка резко подняла импортные пошлины на значительную часть товаров из Китая. Китай вынужден был ответить тем же. Налицо признаки торговой войны. ВТО опять отмолчалась.
Кстати, Китай вступил в ВТО в 2001 году. В соглашении о присоединении к этой организации Китаю предоставлялся 15-летний срок для того, чтобы он мог перестроить свою экономику и сделать ее «рыночной». Имелось в виду, что на момент вступления китайская экономика была слишком «государственной», а цены на продукцию китайских предприятий – «нерыночными». Проще говоря, заниженными из-за избыточного государственного субсидирования. В 2016 году Трамп заявил, что Китай не выполнил возлагавшихся на него обязательств по ВТО, что дало Вашингтону повод начать протекционистскую политику в отношении китайских товаров.
20-е годы XXI века очень напоминают 30-е годы ХХ века. Тогда бушевал мировой экономический кризис, готовились к большой войне. В уходящем году мы стали свидетелями мировой рецессии, спровоцированной так называемой пандемией ковида. А с конца года мы видим, что мировая экономика вползает в новую рецессию. Начинается мировая гонка вооружений, повсюду заговорили о возможной большой войне. Тогда все это сопровождалось возрождением протекционизма и тенденцией к изоляционизму. И сейчас мы видим те же тенденции.
Особенно наглядно это видно на примере США, нарушивших почти все правила «справедливой» торговли. Это и санкции, и высокие таможенные тарифы, и государственное субсидирование своей экономики. Последнее – в виде принятия закона «О снижении инфляции», подписанного американским президентом еще летом и вступающего в силу 1 января 2023 года. Джо Байден – фанатичный апологет зеленой экономики, но события 2022 года привели к резкому удорожанию углеводородов и дефициту энергоресурсов. Стали использоваться даже те виды топлива, которые в ближайшие годы собирались вообще запретить. Например, уголь, торф, даже дрова. Зеленая энергетика и ряд зеленых производств (например, выпуск электромобилей) оказались на грани краха. И в Вашингтоне решили поддержать американские зелёные компании (типа производителей электромобилей) с помощью субсидий и налоговых льгот. Закон «О снижении инфляции» предусматривает прямое и косвенное субсидирование зеленого бизнеса на общую сумму 369 млрд долл.
По степени «зеленого фанатизма» с Вашингтоном может тягаться только Брюссель. После Парижской конференции по климату (2015 г.) были приняты амбициозные планы озеленения европейской экономики, но в условиях жестокого энергетического кризиса в Старом Свете Брюссель вынужден был отложить все эти планы, разрешив «на время» использование «грязных» энергоносителей. Для Европы вырисовывается неприятная картина: европейские компании прекратили или заморозили свои зеленые проекты, а компании Нового Света их продолжат благодаря щедрым субсидиям из американской казны. Понятно, что бенефициарами всей этой «зеленой» игры окажутся американские компании, которые захватят мировой рынок электромобилей, солнечной и водородной энергетики и т. п. Европейский бизнес окажется проигравшим.
Европейцы пытались урезонить Вашингтон на этапе подготовки проекта закона «О снижении инфляции», напоминая, что предусматриваемые субсидии являются нарушением «честной» конкуренции». В частности, Брюссель добивался, чтобы в законе были прописаны права европейских компаний на субсидии в объемах, соответствующих субсидиям американским (в документе такое право прописано для компаний Канады и Мексики). Брюссель даже пытался обратить внимание ВТО на готовящееся нарушение правил международной торговли, но ВТО от участия в дискуссии увернулась.
Противоречия между Европой и Америкой по вопросу субсидирования были и раньше. 17 лет в суде ВТО продолжается бесконечная тяжба по вопросу государственного субсидирования двух авиационных гигантов — европейского Airbus и американского Boеing. Когда начиналась так называемая пандемия, многие компании в США и Европе оказались в очень сложном положении. Уже в 2020-21 гг. началась практика субсидирования как отдельных фирм, так и целых отраслей. Однако, во-первых, такое субсидирование рассматривалось как форс-мажор. Во-вторых, его масштабы были скромнее того, что предусматривает американский закон «О снижении инфляции».
Итак, Европе урезонить Америку не удалось, в новом американском законе пожелания Брюсселя не учтены.
И теперь Европа готовится к симметричному ответу, формулируя предложения по введению аналогичных субсидий для компаний Старого Света. В частности, 19 декабря министры экономики Франции и Германии Брюно Ле Мэр и Роберт Хабек опубликовали совместное заявление, в котором предложили обновить европейские правила по предоставлению субсидий зеленым компаниям. По их мнению, государства ЕС должны иметь возможность противопоставить американским субсидиям собственные меры господдержки в том же объеме. «Наша общая цель ясна: добиться бесспорного лидерства ЕС в зеленой промышленности», – говорится в заявлении. Некоторые еврочиновники откровенно признают, что, если даже в ЕС будет принято решение о субсидировании, вряд ли его масштабы могут сравниться с американскими. У Брюсселя нет таких больших денег. Также в Брюсселе нет единого мнения, надо ли субсидии распределять среди всех стран-членов ЕС или ограничиться Германией и Францией, где планируется производить основную часть электромобилей. Обсуждается также вариант, согласно которому субсидии будет разрешено выделять из бюджетов отдельных стран-членов ЕС, но тогда есть риск, что внутри Европейского союза разгорится война субсидий.
Европейские производители электромобилей будут какое-то время ждать от Брюсселя решения по субсидированию производства, а если решение затянется, они начнут передислокацию своих производств за океан, рассчитывая на деньги из американской казны.
Наблюдатели полагают, что вступление в силу с 1 января 2023 года закона «О снижении инфляции» даст старт мировой гонке субсидий. Процесс глобализации мировой экономики подходит к финалу, начинается пора торговых войн.
Некоторые эксперты полагают, что начинающаяся война субсидий может выйти за пределы экономики и торговли и привести к политическому расколу в блоке коллективного Запада. Достаточно вспомнить, что еще в те времена, когда не было ВТО (создана в 1947 году), между США и Европой, между отдельными странами Запада велись торговые войны (иногда очень длительные). Не было ни одного года без таких войн. Тем не менее это не влияло на прочность военного блока НАТО и консолидацию стран Запада в холодной войне против СССР. Так что я не стал бы питать слишком большие надежды на то, что нынешнее обострение противоречий между США и Европой на почве субсидирования своих компаний приведет к распаду западного антироссийского блока.
Однако в долгосрочной перспективе начинающаяся гонка субсидий может иметь позитивные последствия для России. Ведь она может спровоцировать в национальных экономиках «замыкания в себе». А среди всех стран мира к функционированию в режиме экономической автаркии (автономности от внешнего рынка) больше всего приспособлена Россия.