Интересам Польши отвечает, чтобы российские танки остановились на Днепре

Интересам Польши отвечает, чтобы российские танки остановились на Днепре

Польша навязывает Украине идеологию январского мятежа 1863 года

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

https://t.me/fsk_today

В январе по всей Польше пройдут массовые научные, образовательные, культурные и правительственные мероприятия, посвящённые 160-й годовщине т. н. январского восстания 1863 года. Польская историография насчитала в ходе восстания 1200 стычек и сражений, в которых приняли участие 200 тыс. поляков. Такие цифры делают январское восстание самым масштабным вооружённым выступлением поляков против России после наполеоновской войны 1812 г.

Варшава пытается идеологически увязать события в Польше 160-летней давности с событиями на Украине сегодня. В совместной декларации II саммита стран «люблинского треугольника» по итогам встречи Зеленского с президентами Польши и Литвы Анджеем Дудой и Гитанасом Науседой во Львове 11 января 2023 г. с упоминанием январского восстания как вдохновляющего акта борьбы «против тирании и притеснения» зафиксирована союзническая роль Варшавы и Вильнюса в продвижении членства Киева в ЕС и НАТО.

Отдельно подчёркнуты центральная роль Польши в распределении и транзите международной помощи киевскому режиму и планы военно-политического контроля над Украиной через вовлечение Киева в антироссийские инициативы (Троеморье, Крымская платформа, Киевский пакт безопасности, ЛитПолУкрБриг).

В Польше не скрывают, что сегодня на Украине, как во времена участия поляков в походе против России в 1812 г., польских мятежей 1831, 1863 годов и советско-польской войны 1920 г., решается вопрос о том, кто будет определять будущее части Восточной Европы, расположенной между Варшавой и Москвой.

Историк Лех Мажевский (Lech Maźewski) в интервью Институту гражданского общества (Instytut Spraw Obywatelskich) «Январское восстание и война на Украине. Что их связывает?» (Powstanie Styczniowe i wojna na Ukrainie. Co je łączy?) заявляет: «Сегодня есть шанс... переформатирования карты [Восточной Европы]. Польша не проиграла окончательно спор с Россией о доминировании над этой территорией. Год 1945 вовсе не закончил этой войны. Он был одним из её этапов, проигранных Польшей, и теперь есть возможность вернуться к этой игре и выиграть».

Интересы Польши и Украины, отмечает Мажевский, в этой игре не совпадают: «В наших ли интересах, чтобы российские танки стояли на берегах Буга? Конечно, нет... В наших ли интересах, чтобы Украина вернула земли в границах 2014 года и... стала субъектом, доминирующим в Центрально-Восточной Европе...? Нет, мне кажется, это вообще недопустимая ситуация. Что же отвечает интересам Польши? Чтобы российские танки остановились на Днепре. Тогда Украина будет слабой и сельскохозяйственной, Россия ослаблена длящейся войной, а роль Польши в Центрально-Восточной Европе возрастёт» [выделено нами. – В.Г.]

Символом январского восстания для поляков является знаменитое полотно художника Яна Матейко (Jan Matejko) «Полония. Год 1863» (Polonia. Rok 1863), изображающее трёх женщин в окружении российских жандармов в присутствии генерала М.Н. Муравьёва: одна в чёрном одеянии и закована в наручники (Польша), вторая окровавлена и распростёрта на полу (Литва); третью, в белом одеянии (Русь), солдаты безжалостно вырывают из объятий дамы в чёрном, т. е. Польши. Рядом сидит запуганная еврейская семья.

Картина символизирует неразрывное историческое единство Польши, Литвы и Руси (под Русью художник подразумевал Украину и Белоруссию) и всех населяющих их народов, в том числе евреев, и подчеркивает их общность. Между тем реальная, немифологизированная история мятежа 1863 года не даёт никаких оснований для написания подобных полотен.

Евреи в Польше всегда жили в атмосфере антисемитизма, и только во время антироссийских восстаний поляки, желая привлечь их на свою сторону, стали называть евреев «поляками Моисеева обряда». Население Западной Руси и польские крестьяне тоже пребывали под панским гнётом.

В книге «Хам и пан» (Wydawnictwo Literackie, Kraków 2022) проф. Анджея Хвальбы (Andrzej Chwalba) и журналиста Войцеха Харпулы (Wojciech Harpula) указывается, что весь ХІХ век – этот период сотрудничества польских крестьян с российской властью против польской шляхты и мещанства: «В 1864 г. в деревнях прыгали от радости. Пока январские повстанцы вели ожесточённые бои с солдатами, а на могилах у многих сажали первые цветы, крестьяне собирались похоронить панщину».

«В честь российского самодержца Александра ІІ польское крестьянство ставило часовенки и памятники... Несомненно, в І Речи Посполитой установилась по сути своей рабовладельческая культура... покоящаяся на искусственно созданном расизме, согласно которому крестьяне – это потомки библейского Хама, проклятого сына Ноя. Крестьянин скорее был предметом, чем человеком, его можно было не только карать самыми изощрёнными садистскими способами, но и вовсе безнаказанно убить», констатирует Myśl Polska.

Хвальба и Харпула указывают, что в Польше эпохи династии Пястов (Пясты видели угрозу в немцах и склонялись к союзу с русскими) положение крестьянства было лучше, чем в Польше Ягеллонов (Ягеллоны считали своей миссией в союзе с немцами вести непримиримую войну с русскими). При Ягеллонах народом в Польше считалась только шляхта.

«Назвать восстания Ноябрьское [1831], Краковское [1846] или Январское [1863] народными нет оснований... На момент их начала ещё не существовал польский народ, включающий в себя все слои населения... Крестьяне, как самый многочисленный элемент населения… занимали другую сторону баррикад либо оставались равнодушны к освободительным движениям [шляхты]», – признают Хвальба и Харпула.

Ягеллонская политика после 1989 года неизменно остаётся внешним курсом Варшавы. И события на Украине воспринимаются сквозь призму ягеллонской идеологии, которая исключает добрососедские отношения с Москвой.

https://zen.yandex.ru/media/fondsk.ru