Сбудется ли мечта Трампа о «Золотом флоте»?

Теряющий популярность хозяин Белого дома ищет поддержки у монстров ВПК

23 декабря президент США Дональд Трамп объявил о намерении американских ВМС разработать новый класс крупных надводных боевых кораблей, или линкоров (Battleships), водоизмещением от 30 000 до 40 000 тонн, которые будут использоваться для решения задач современного морского конфликта, сообщается на сайте Министерства войны США.

«Как главнокомандующему, для меня большая честь объявить, что я одобрил план начала строительства двух совершенно новых, очень больших – самых больших из когда-либо построенных нами – линкоров», – объявил Трамп в ходе выступления в своей резиденции Мар-а-Лаго (Палм-Бич, Флорида). Рядом с ним позировали перед журналистами госсекретарь Марко Рубио, министр обороны Пит Хегсет и министр ВМС Джон Фелан.

Новые корабли класса «Трамп», которые, по словам 47-го президента США, внесут свой вклад в создание нового «Золотого флота» передовых боевых кораблей, в настоящее время находятся на стадии проектирования, а строительство первого линкора, USS Defiant («Дерзкий»), запланировано на начало 2030-х годов.

Новые «линкоры», оснащенные «орудиями и ракетами высочайшего уровня», гиперзвуковым оружием, электрическими рельсотронами, крылатыми ракетами и «самыми совершенными лазерами в мире», станут крупнейшими из когда-либо построенных кораблей, заявил Трамп.

По его словам, каждый из них будет иметь водоизмещение от 30 тысяч до 40 тысяч тонн и будет построен в Соединенных Штатах. «Они будут управляться с помощью искусственного интеллекта», – добавил он, не пояснив, чем в таком случае будет заниматься экипаж

Джон Фелан заявил, что новый класс линкоров – это то, в чем ВМС «крайне нуждаются», причем Трамп поспешил добавить, что в конечном итоге ВМС стремятся иметь флот из 20-25 таких линкоров.

«Будущий линкор класса “Трамп”, USS Defiant, станет самым большим, смертоносным, универсальным и самым красивым боевым кораблем в мире», – сказал Фелан, отметив, что он хотел бы поблагодарить президента за его видение того, как сделать будущий линкор революционным средством для ВМС США.

Также он сравнил будущие линкоры класса «Трамп» с бывшими линкорами класса «Айова», которые были краеугольным камнем боевого флота ВМС на протяжении большей части XXвека. 

«„Айова“ была спроектирована для атаки с использованием самых мощных орудий, и именно это будет определять линкоры класса „Трамп“: наступательная огневая мощь самых мощных орудий нашей эпохи», – сказал Фелан.

Реакция американского экспертного сообщества на заявленное строительство суперлинкоров была весьма неоднозначной.

Так, научный эксперт Института Хадсона отставной офицер ВМС Брайан Кларк заявил порталу Breaking Defense, что идеи администрации Трампа соответствуют «концепции, возникшей в результате недавних военных игр и других анализов».

«По крайней мере, со стратегической точки зрения предполагаемый будущий эсминец ВМС, DDG(X), не имеет достаточного пространства для наступательной огневой мощи, которая может потребоваться в будущем бою. Чтобы получить корабль, способный как наступать, так и обороняться, нужно что-то еще большее [чем эсминец], чтобы иметь достаточный ракетный потенциал или ракеты большой дальности, которые не помещаются в отсек [системы вертикального пуска]. Таким образом, любой из этих факторов подталкивает к созданию нового проекта корабля, который будет больше, чем даже предполагалось для DDG(X). Этот корабль предназначен не только для отражения стрел; он будет протягивать руку и убивать лучников», – сказал Кларк.

Программа эсминцев с управляемыми ракетами DDG (X) ВМС США была направлена на разработку класса надводных боевых кораблей, которые были призваны заменить 22 крейсера класса «Тикондерога» и 28 эсминцев класса «Арли Берк». План строительства линкоров класса «Трамп» эту программу аннулировал.

Симпатизирующий демократам журнал The Atlantic программу «Золотого флота» высмеивает.

«Представьте, что генеральный директор автомобильной компании говорит своим инженерам и дизайнерам, что хочет, чтобы они создали новую линейку автомобилей. Он ничего не смыслит в автомобилях и не интересуется процессом их производства, но точно знает одно: линейка будет названа в его честь. Все аплодируют – конечно же, – но никто толком не знает, что будет дальше, кроме того, что линейка должна выглядеть сексуально и спортивно.

Примерно это и сделал сегодня президент, объявив о пополнении “Золотого флота” – так он назвал обновленный военно-морской флот США – новым классом кораблей, названных в честь Дональда Дж. Трампа. 

Как и во всех проектах Трампа, продиктованных его тщеславием, никто, похоже, не задается вопросом, какую национальную цель преследуют эти новые планы. Нужны ли ВМС новые корабли? Что им с ними делать, если они их получат? Действительно ли им нужно быть вооруженными ядерным оружием?» пишет издание в статье «Флот тщеславных стилистов Трампа».

Контр-адмирал в отставке Марк Монтгомери в интервью The Wall Street Journal заявил: «План “Золотого флота” – это «именно то, что нам не нужно», но никто не сосредоточен на морских потребностях Америки, потому что все сосредоточены на том, что президент воспринимает линкор как круто выглядящий корабль».

Старший научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований (CSIS) Марк Кансиан уверен, что «линкор “Золотого флота” никогда не выйдет в море».

«Президент Трамп объявил о создании нового класса «линкоров», которые будут в 100 раз мощнее предыдущих линкоров и крупнее любых других надводных боевых кораблей в океанах. Заявленные характеристики корабля настолько экстраординарны, что это объявление, несомненно, вызовет бурные дискуссии. Однако в этих дискуссиях нет особой необходимости, поскольку этот корабль никогда не выйдет в море. На его проектирование уйдут годы, строительство каждого обойдется в 9 миллиардов долларов, и он будет противоречить новой концепции операций ВМС, которая предусматривает распределенную огневую мощь. Будущая администрация отменит программу еще до того, как первый корабль сойдет на воду»,пишет он в статье на сайте CSIS. 

Кансиан отмечает, что строительство первого линкора займет много лет и, скорее всего, будет отменено из-за высокой стоимости ($13,5 млрд).

Кроме того, вполне резонно указывает эксперт, «военно-морской флот движется к модели распределенных операций, в которой силы флота рассредоточены и связаны сетью, что позволяет максимально эффективно использовать огневую мощь за счет координации действий множества различных датчиков и стрелков. Данное предложение идет в противоположном направлении, создавая небольшое количество крупных, дорогостоящих и потенциально уязвимых средств».

Между тем источники в ВМС США заявили, как сообщает портал The War Zone, что строительство первых двух кораблей «типа Trump» не планируется начать раньше начала 2030-х годов. Хотя сметы расходов еще уточняются, сейчас ВМС США приступают к заключению контрактов только лишь на первоначальную разработку проекта с компаниями Bath Iron Works, Huntington Ingalls Industries и Gibbs & Cox. «Проводятся проектные исследования для уточнения сметы расходов ВМС США. Эти подробности будут доступны в бюджетном запросе президента на 2027 финансовый год».

Если учесть, что военное судостроение США уже несколько десятилетий погружено в глубокий системный кризис, то указанные сроки будут неоднократно сдвигаться вправо.

«Несмотря на планы ВМС по расширению флота, двухпартийные усилия и финансирование со стороны конгресса, американское судостроительное предприятие – включая ВМС, министерство обороны, конгресс и промышленность – не смогло стабильно производить корабли в требуемых масштабах, с необходимой скоростью и по требуемой стоимости», говорится в докладе CSIS.

Среди провалившихся проектов: два типа прибрежных боевых кораблей, эсминец-невидимка Zumvalt и недавно отмененный проект фрегата класса Constellation.

«Что касается промышленности, то судостроительный сектор сократился и в основном занимается строительством кораблей для ВМС и Береговой охраны, а также небольшого количества торговых судов; большая часть коммерческого судостроения переместилась в такие страны, как Япония, Южная Корея и Китай, где их строительство обходится дешевле», – отмечают авторы доклада.

«За последние 25 лет американское судостроение превратилось в компанию, акции которой торгуются на бирже, и теперь ей приходится реагировать не на интересы страны, а на интересы акционеров . Ежеквартальная погоня за прибылью и дивидендами, а также бюрократическая волокита федерального правительства привели к снижению эффективности стратегического инвестиционного планирования, которое имеет решающее значение для поддержания, модернизации и наращивания необходимых мощностей по судостроению», – указывает аналитик Heritage Foundation Брент Сэндлер.

Самая большая проблема американского военно-морского флота – это деградация его индустриальной базы, признает ведущий американский эксперт по проблематике военно-морских сил и операций, старший научный сотрудник нежелательного в России аналитического центра RAND Corporation Брэдли Мартин в докладе United States Navy Force Structure. The Challenge of Global Crisis Response («Структура военно-морских сил Соединенных Штатов Америки. Вызов глобального кризисного реагирования»).

Причин такой деградации он не называем, впрочем, она хорошо известна.

В июле 2019 года Управление по промышленной политике Пентагона (Office of Industrial Policy, INDPOL) опубликовало доклад «Возможности промышленности» (Industrial Capabilities), в котором детально проанализированы все болячки американской оборонной промышленности. Главной проблемой названа монополизация. Две трети военных госзаказов достается лишь шести фирмам – Lockheed Martin, Northrop Grumman, Raytheon, General Dynamics, BAE Systems и Boeing. А остальные 30 тысяч оборонных компаний на подхвате, то бишь на субподряде у забронзовевшей «большой шестёрки».

Нет конкуренции, нет и качества. Растут лишь сроки поставок и стоимость военных изделий. О коррупции и рейдерстве в американском ВПК авторы этого доклада говорят, избегая резких выражений. Пишут, например, что участились процессы слияний и поглощений предприятий ВПК, что привело к «максимальной консолидации активов в крайне ограниченном числе оборонных компаний». 

Больше всего пострадало от монополизма военное кораблестроение. Атомные авианосцы может строить лишь одна верфь – Northrop Grumman Newport News Shipbuilding. Атомные подводные лодки, эсминцы класса Arleigh Burke, десантные транспорты класса San Antonio и десантные вертолетоносцы типа America также может строить только одна верфь – Ingalls Shipbuilding.

Согласно отчёту Счётной палаты правительства США (GAO), цели американских ВМС по расширению флота США хронически не достигают целей, несмотря на инвестиции в миллиарды долларов в частные судостроительные и ремонтные компании.

В докладе под названием «Судостроение и ремонт: ВМС необходим стратегический подход к инвестициям частного сектора в промышленную базу» выявляется тревожное несоответствие между амбициозными планами расширения флота ВМС и возможностями промышленной базы для их реализации.

За последнее десятилетие Пентагон вложил более $5,8 миллиарда долларов в инфраструктуру судостроения и повышение квалификации персонала, и планирует инвестировать еще $12,6 миллиарда долларов до 2028 финансового года. 

«Военно-морской флот и министерство обороны не в полной мере координируют свои инвестиции в судостроение, чтобы предотвратить дублирование или наложение расходов», – говорится в заключении GAO, отмечая, что обе организации осуществляют связанные инвестиции в персонал и инфраструктуру без надлежащей координации.

В докладе отмечаются сохраняющиеся проблемы с инфраструктурой и кадровым обеспечением, которые затрудняют достижение целей ВМС.

Судостроительная промышленная база постоянно не оправдывает ожиданий в реализации планов расширения флота ВМС, однако руководство ВМС продолжает ставить цели, «исходя из предположения, что промышленная база будет работать эффективнее с точки зрения затрат и сроков, чем это было в прошлом».

Одним из важнейших выводов является полное отсутствие комплексной стратегии управления судостроительной промышленной базой.

«Планы ВМС по строительству и ремонту кораблей меняются из года в год, что препятствует усилиям по стимулированию промышленности к инвестициям в необходимую инфраструктуру», – говорится в отчёте.

За последние годы GAO выпустила шесть рекомендаций для устранения этих недостатков, в том числе разработку стратегии развития корабельной промышленной базы. 

В декабре 2024 года был опубликован отчёт об амбициозной программе модернизации крейсеров класса «Тикондерога» с управляемыми ракетами, которая «не достигла своих целей, что привело к растрате миллиардов долларов налогоплательщиков». С 2015 года ВМС инвестировали около $3,7 млрд в модернизацию семи крейсеров, но результаты программы не оправдали ожиданий.

Безусловно, в Белом доме знакомы с ситуацией в военном судостроении Америки и не питают иллюзий в отношении очередной амбициозной программы создания «супер-пупер» флота.

Но перед грядущими промежуточными выборами команде Трампа, рейтинг которого неуклонно падает, нужно заручиться поддержкой оборонных корпораций, которые с радостью освоят выделенные им десятки миллиардов долларов. 

А что будет в результате? 

«Программы создания кораблей класса Zumvolt, боевых кораблей прибрежной зоны» и Constallation провалились из-за того, что конструкторы слишком увлеклись вычурностью. Вместо того чтобы строить прочные корабли, облегченные до минимума необходимых элементов, они продолжают создавать причудливые проекты, до отказа напичканные всевозможными гаджетами. Можете не сомневаться. В течение следующего десятилетия ВМС потратят десятки миллиардов долларов на программу строительства кораблей класса «Трамп». В лучшем случае ВМС получат три проблемных корабля, каждый из которых обойдется более чем в 10 миллиардов долларов, прежде чем вся эта схема будет заброшена», считает старший научный сотрудник Центра Стимсона Дэн Грейзер.

Даже если программа строительства линкоров Трампа не будет отменена следующей администрацией, вместо грозного «Золотого флота» ВМС США получат очередных «белых слонов» (white elephants; русский аналог – «чемодан без ручки»), которые в лучшем случае сгодятся для захвата безоружных танкеров у берегов Венесуэлы.

Другие материалы