Жизнь в Бразилии, взбудораженной недавними массовыми демонстрациями, постепенно приходит в норму. Однако шумные события сразу после Нового года в самой большой стране Южной Америки еще долго будут обсуждаться.
Напомню, что на президентских выборах в Бразилии победу одержал лидер социалистической коалиции 77-летний Лула да Силва. Он с минимальным перевесом опередил правого популиста 67-летнего Жаира Болсонару, занимавшего пост главы государства, и в третий раз стал президентом Бразилии.
Однако Болсонару не признал свое поражение, заявив, что «бразильская система электронного голосования подвержена мошенничеству», и потребовал аннулировать часть голосов. Высший избирательный суд страны отклонил запрос, а на его инициаторов наложил штраф.
Страсти стали накаляться и после вступления да Силвы в должность вылились на улицы. Вспыхнули беспорядки, сторонники Болсонару и те, кто к ним примкнул, начали захват правительственных зданий. В частности, люди, вооружённые палками и камнями, ворвались в здания парламента и Верховного суда и устроили там погром.
Начались столкновения манифестантов с полицией. Да Силва объявил до конца января режим чрезвычайного положения. Полиция ведёт расследование событий.
Действия протестующих осудили во многих странах мира, в том числе в России. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко написала в своем Telegram-канале: «Уверена, что благодаря высокому политическому авторитету Лулы да Силвы последствия беспорядков удастся быстро преодолеть, сохранить внутриполитическую стабильность и национальное единство страны». Она напомнила, что во время пребывания на президентском посту в 2003-2010 годах да Силва внёс большой вклад в развитие двусторонних отношений с Россией и по праву считается одним из основателей БРИКС.
Многие склонны видеть в произошедшем американский след. Примерно по такому же сценарию происходил штурм Капитолия два года назад, когда в январе 2021 года сторонники Дональда Трампа прорвались в резиденцию конгресса. Это была попытка помешать утверждению победы Джозефа Байдена на президентских выборах.
Болсонару сравнивают с Трампом – он такой же эксцентричный. Характерно, что перед инаугурацией да Силвы Болсонару побывал в частной резиденции Трампа в Мар-а-Лаго. «Это ещё больше наталкивает на мысль о том, что протесты в Бразилии – некий «привет Южной Америке» из Северной», – считает публицист Павел Дубравский. Он напомнил, что Болсонару часто называли «Трампом из тропиков».
Однако после провала выступлений протеста Болсонару выступил с их осуждением.
Бывший президент Боливии Эво Моралес также считает, что к событиям в Бразилии причастны США, но рассматривает происшедшее под иным углом зрения: «Политика США терпит неудачу, когда империя находится в упадке, она обращается к насилию, когда империя теряет гегемонию, она обращается к оружию и пулям…»
Моралес напомнил, что в начале декабря суд приговорил вице-президента Аргентины Кристину Киршнер к шести годам тюрьмы и пожизненно лишил права занимать государственные должности в рамках дела о коррупции.
В те же дни занимавший пост президента Перу Педро Кастильо распустил парламент, который должен был в третий раз рассмотреть вопрос о его импичменте. Депутаты все же собрались на заседание и приняли решение об отставке главы государства. Кастильо был арестован, обвинён в организации мятежа и превышении полномочий. Власть перешла к вице-президенту Перу Дине Болуарте.
События в Аргентине, Перу и Бразилии Моралес считает звеньями одной цепи.
В 2017 году тот же Моралес обратил внимание на то, что у ряда руководителей южноамериканских стран были диагностированы онкологические заболевания. Да Силва, в то время бывший глава Бразилии, действующий руководитель этой страны Дилма Русеф, бывший президент Парагвая Фернандо Луго избавились от рака, а вот Уго Чавесу вылечиться не удалось…
Вообще, победы социалистов в Южной Америки считаются чуть ли не тенденцией. Можно вспомнить, что у власти в Венесуэле находится продолжатель дела Чавеса – Николас Мадуро. В 2018-м пост президента в Мексике занял лидер движения Национального возрождения Лопес Обрадор. В минувшем году главой Колумбии впервые стал представитель левых сил, бывший повстанец Густаво Петро. Вряд ли маленький Гондурас может серьезно влиять на мировую политику, но и там власть завоевала представитель левых сил – Ксиомара Кастро. В Чили высший государственный пост занимает сын хорватских эмигрантов, 36-летний социалист Габриэль Борич.
Вряд ли стоит ожидать, что эти и другие левые латиноамериканские политики станут врагами США. Скорее, им придётся лавировать. Но от них можно ожидать дружественных шагов по отношению к России.