21 июля 2022 года В. Путин подписал указ «Об организационном комитете по подготовке и проведению в Российской Федерации в 2023 году второго саммита Россия – Африка и других мероприятий в формате Россия – Африка». По информации посла по особым поручениям МИД РФ, руководителя секретариата "Форума партнерства Россия - Африка" Олега Озерова, тема продовольственной безопасности будет среди первоочередных на втором саммите Россия – Африка, который должен состояться в Санкт-Петербурге в июле 2023 года.
В рамках подготовки к саммиту С. Лавров в январе – феврале 2023 года дважды посетил Африку и провел переговоры с лидерами восьми стран. В ходе переговоров в ЮАР и Анголе среди перспективных тем сотрудничества С. Лавров упомянул мирный космос и высокие технологии. Их реализация, однако, потребует переосмысления подходов.
Еще в 2009 году Россия и Ангола заключили контракт на изготовление спутника связи AngoSat-1. Восемь лет потребовалось ракетно-космической корпорации «Энергия» (предприятие «Роскосмоса») для изготовления этого аппарата. Запуск состоялся 26 декабре 2017 года, спутник перестал выходить на связь через несколько часов после выведения на орбиту. В апреле 2018 года РФ обязалась построить за свой счет замену. Изготовление AngoSat-2 было поручено РКК «Энергия», но в мае 2020 года по настоянию ангольской стороны эта работа была передана в компанию «Информационные спутниковые системы им. Решетнева». В сентябре 2020-го глава этой компании Н. Тестоедов рассказал РИА Новости, что запуск намечен на март 2022 года. Затем дата запуска переносилась пять раз, причем причину обозначил посол РФ в Анголе Владимир Тараров: «К сожалению, наши западные партнеры, видимо, ревнуя к нашему успеху в космической отрасли, стали нам создавать препятствия». Как выяснилось, значительная часть оборудования спутника была западного производства, включая электронику и даже гидротехнические патроны, которые отстреливают один блок от другого. Французская компания Airbus отказалась поставлять уже готовые детали или передать России техническую документацию. Спутник удалось вывести на орбиту в октябре, после того как США согласились сделать исключение, поскольку контракт был заключён до введения санкций.
Наивно полагать, что в Африке не следят за обстановкой, делая свои оценки и выводы. Мнение, что африканцы бесконечно благодарны Москве за то, что многие страны континента обрели независимость благодаря СССР, уже не отражает реальность. Не ускользнуло от их внимания и недавнее официальное заявление генерального директора «Роскосмоса». Ю. Борисов сообщил, что к 2030 году РФ сможет нарастить свою орбитальную группировку до 360 спутников (что будет в пять раз меньше, чем у Индии). На сегодняшний день на орбите всего 190 действующих российских аппаратов, а объём космических услуг на мировом рынке составляет 3,5%.
В смежной с космосом авиационной отрасли проблем не меньше. Показательно, что ряд африканских стран призывают Россию открыть прямое воздушное сообщение. Недавно об этом заявил посол Уганды, до него – представитель Зимбабве, а весной 2022 года премьер Мишустин называл в списке кандидатов даже ЮАР.
3 января посол Анголы в Москве заявил: «Аэрофлоту» стоит возобновить прямые рейсы из России в Анголу, прекращенные полтора десятка лет назад. В текущем, 2023 году в Луанде откроется крупнейший аэропорт юга Африки, что может способствовать открытию и других маршрутов, в том числе в Южную Америку. Открытие прямого авиасообщения повлечёт развитие туризма в Анголе, в чем у страны есть огромный потенциал (флора, фауна, пляжи). Посол Аугушту да Силва Кунья подчеркивает: «Страны Запада и Китай сегодня буквально бегут в Африку, в том числе в Анголу, чтобы развивать экономическое сотрудничество с регионом... Мы хотим мотивировать российских бизнесменов пользоваться возможностью и открытостью Анголы для внешнего инвестирования». По его словам, Ангола заинтересована в том, чтобы предприниматели из РФ участвовали в развитии экономики страны и при этом зарабатывали сами. «Мы будем всячески поддерживать реализацию их проектов в Анголе», – заключил посол.
В январе Росавиация направила отечественным авиакомпаниям телеграммы с вопросами о том, интересны ли им прямые рейсы в ЮАР, Эфиопию, Кению, Маврикий, Намибию, Сенегал, Танзанию и Уганду. В октябре гендиректор «Аэрофлота» Сергей Александровский сообщил, что компания рассматривает Африку как направление для развития сети маршрутов. Пока же из африканских направлений нацперевозчик сосредоточился исключительно на туристических направлениях (Египет, Сейшелы и Тунис), мотивируя коммерческим спросом. Бизнес-интересы явно превалируют над государственными.
Запад оказывает колоссальное давление, стремясь вынудить африканские страны к однозначному и бескомпромиссному осуждению действий РФ. По словам самого министра иностранных дел РФ, «куда бы мы ни поехали, наши западные «коллеги» пытаются нам помешать и надавить на принимающие страны, навязывая им поведение, которое нравится американцам». Выступая на пресс-конференции по итогам визита в Судан, С. Лавров вновь отметил деятельность группы дипломатов из США и Европы: «Как я понял, эта же группа была накануне нашего визита в Мавритании. Такое впечатление, что они преследуют нас по следам». Показательно, что посол США в Судане Джон Годфри без обиняков заявил: «Россия пытается реализовать подписанное ею со свергнутым президентом соглашение о создании военной базы на Красном море… Если правительство Судана решит продолжить создание этого объекта или пересмотреть его, это нанесет ущерб интересам Судана». Кстати, США опутали континент своими базами, а здесь речь идет не о базе, а пункте материально-технического обеспечения (ПМТО).
Глава МИД РФ заявил, что соглашение между Москвой и Хартумом о создании ПМТО ВМФ РФ находится в заключительной стадии согласования. Договоренности были достигнуты ещё в 2017 году с фельдмаршалом О. Аль-Баширом, однако в 2019-м его свергли (с тех пор он находится под арестом). По условиям соглашения этот ПМТО может использоваться только для проведения ремонта, пополнения запасов и отдыха членов экипажей российских военных кораблей. Максимальная численность российских военнослужащих на данном ПМТО не должна превышать 300 человек, одновременно там сможет находиться не более четырех кораблей ВМФ РФ.
Глава МИД РФ Сергей Лавров и заместитель председателя Верховного совета Судана Мухаммед Дагло
Следует отметить, что во время переговоров с министром иностранных дел Эритреи С.В. Лавров обсудил использование логистического потенциала морского и авиационного порта страны – Массауа. Москва признала независимость Эритреи весной 1993 года, но с тех пор особой активности не наблюдалось. Однако в марте 2022 года Эритрея оказалось единственным государством Африки, которое голосовало против западного проекта резолюции в ГА ООН (где российская СВО была названа «агрессией»). Более того, она оказалась среди всего четырёх таких стран во всем мире, недвусмысленно поддержавших Россию. В ходе переговоров с президентом Исайясом Афеверки обсуждался весь комплекс двусторонних отношений и, конечно, грядущий саммит в Санкт-Петербурге. Накануне визита посол Эритреи в Москве Петрос Цеггай заявил: «Я все сделаю, чтобы убедить приехать нашего президента, но это нелегко».
В условиях, когда Россия возвращается в Африку и уже определила этот континент как стратегически важный, не менее важным становится вопрос защиты наших интересов. И ПМТО в Судане (а возможно, и в Эритрее) очень кстати. Тем более что Россия активно начинает действовать в тех районах, где она раньше практически не присутствовала. Определённые успехи уже отмечены в ЦАР, Южном Судане, некоторых других странах. Неудивительно, что С. Лавров посетил также Мавританию и Королевство Эсватини.
Противостояние России и Запада обострено до предела, и Москва вынуждена более активно включаться в африканскую повестку. Это позволяет местным элитам балансировать между ведущими мировыми державами и диверсифицировать свои внешнеполитические связи, пытаясь извлечь максимальную выгоду.
Что касается Китая, то в Пекине предпочитают избегать громких пропагандистских заявлений и шумных пиар-акций – там спокойно, настойчиво и целенаправленно проводят тщательно выверенное освоение Чёрного континента в рамках стратегической концепции «Один пояс – один путь». Товарооборот КНР с африканцами почти в 4 раза превышает американский (254 млрд долларов против 54 млрд). В Африке осталось мало стран, куда Китай ещё не инвестировал огромные суммы, где не реализовал грандиозные проекты и где десятки других находятся в стадии исполнения.
Наряду с инвестициями и кредитами идет рост военного присутствия Китая. Широко используется привлечение военных под видом частных охранных предприятий. В 2018 году состоялся первый китайско-африканский Форум по обороне и безопасности, который окончательно обозначил новое – военное – направление проникновения КНР в Африку. Еще в 2017-м КНР создала свою первую военную базу в Африке, причем в том же Джибути. Среди стран, к которым присматриваются китайцы, а возможно, уже и ведут переговоры – Кения, Ангола, Танзания. В СМИ упоминалась информация о планах Китая построить военно-морскую базу на атлантическом побережье Африки. Утверждалось, что в качестве вероятной страны, где намерены разместиться военные корабли ВМС НОАК, Пекин рассматривает Экваториальную Гвинею, первые шаги в этом направлении уже сделаны. Все дело в том, что в городе Бата имеется морской порт, полностью построенный Китаем, вот там и предполагается строительство военно-морской базы, которая даст возможность пополнения запасов кораблям ВМС НОАК, вышедшим в Атлантический океан.
P.S. О своем желании принять участие в грядущем втором саммите Россия – Африка в Санкт-Петербурге уже объявило руководство Воронежской области. Как сказано на официальном сайте, в рамках развития всесторонних отношений между Россией и Африкой правительством Воронежской области в минувшем году были организованы ознакомительные визиты послов Руанды и Уганды. Кроме того, состоялась бизнес-миссия представителей малого и среднего бизнеса Воронежской области в Египет. Страны Африки – одно из перспективных направлений поставок воронежской продукции. Общий объем экспорта продукции АПК Воронежской области в страны Африки за 2021 год составил более 24 миллионов долларов.