После 24 февраля прошлого года коллективный Запад организовал скоординированную кампанию поиска зарубежных активов российского происхождения, их оценки и ареста. Международная целевая группа по российским элитам, доверенным лицам и олигархам (The Russian Elites, Proxies, and Oligarchs Task Force – REPO), в состав которой входят представители США, Австралии, Великобритании, Германии, Италии, Канады, Франции, Японии и Еврокомиссии, периодически сообщает о результатах работы по выявлению и аресту российских активов на разных континентах. Если просуммировать все данные по заморозке российских активов, которые сообщают отдельные страны, а также Европейский союз, набегает около 400 млрд долл. (300 млрд долл. – валютные активы Банка России и 100 млрд долл. всё остальное).
Оценки величины замороженных активов делают и российские ведомства. В марте прошлого года и Минфин, и Банк России подтвердили, что сумма замороженных валютных резервов Российской Федерации примерно равна 300 млрд долл. В конце января 2023 года Банк России сообщил, что объем заблокированных за рубежом активов, принадлежащих инвесторам из России, на 30 ноября 2022 года оценивается в 5,7 триллиона рублей. По валютному курсу рубля на конец ноября прошлого года эта сумма эквивалентна 92,3 млрд долл., или 89,9 млрд евро.
Если предположить, что сумма всех замороженных активов российского происхождения на сегодняшний день составляет около 400 млрд долл., то она оказывается в четыре раза меньше той цифры, которая зафиксирована в документе «Международная инвестиционная позиция Российской Федерации» на последнюю дату, а именно на 1 октября 2022 года. На этот момент, согласно данным Банка России, суммарные зарубежные активы Российской Федерации составили 1.618,3 млрд долл. Из этого следует, что организаторы санкционной войны на ближайшее время без работы не останутся. Они объявили российские активы в розыск и активно этим розыском занимаются.
И самое удивительное: они объявили в розыск и те активы, которые, по их сведениям, уже были заморожены. В декабре 2022 года неожиданно выяснилось, что коллективный Запад «потерял» значительную часть ранее замороженных российских валютных резервов. Финансовый эксперт Чарльз Личфилд (Charles Lichfield) из Atlantic Council в интервью эстонским СМИ сообщил: США и их европейские союзники не могут найти как минимум две трети российских активов, т. е. около 200 млрд долл.
Тему подхватил Блумберг. 9 февраля агентство опубликовало статью EU Urged to Make Banks Report Size of Frozen Russian Assets (Евросоюз призвал банки сообщать о размерах замороженных российских активов), где говорится, что властям стран ЕС известно о замороженных активах российского центрального банка лишь на сумму около 33,8 млрд евро (36,4 млрд долларов).
15 февраля Блумберг продолжил тему в публикации EU Sanctions Aim to Make Banks Divulge Frozen Russian Assets (Санкции ЕС направлены на то, чтобы заставить банки раскрыть информацию о замороженных российских активах). Автор статьи Альберто Нарделли (Alberto Nardelli) пишет, что Брюссель готовит десятый пакет санкций ЕС против Российской Федерации, введение которого приурочено к 24 февраля 2023 года. СМИ уже разнесли новость, что ЕС готовится, в частности, ввести санкции против четырех российских кредитных организаций, три из них названы: Тиньков-банк, Росбанк и Альфа-банк.
Санкции предусмотрены и для европейских банков. Оказывается, Брюссель уже несколько раз обращался к банкам Старого Света с требованием, чтобы они сообщили сведения о замороженных валютных активах Банка России, но эффективность подобных обращений до сих пор невысока. Лишь некоторые банки нехотя раскрыли требуемую информацию. А большинство кредитных организаций, ссылаясь на банковскую тайну, это не сделали. Сейчас картина немного проясняется. Брюссель и главы стран-членов Европейского союза в конце февраля прошлого года объявили о заморозке валютных резервов РФ. Кредитным организациям ЕС была дана команда заблокировать соответствующие российские активы. Европейские банки с удовольствием команду исполнили. Ведь замороженные счета клиентов – мечта любого банкира. Это безотзывный депозит, под который можно проводить дополнительные активные операции (прежде всего, выдавать кредиты) и получать дополнительные прибыли. Очевидно, что европейские банки не хотят разморозки, тем более конфискации российских денег. Их больше всего устраивает статус-кво. Они хотели бы иметь российские деньги под вечной заморозкой. А потому и не желают сообщать европейским властям о российских резервах, ссылаясь на банковскую тайну.
Согласно информации Блумберг, ЕК в десятый пакет предложила внести санкции против европейских банков, не желающих раскрывать секреты, касающиеся российских резервов. Еврочиновниками предложено ввести штрафы за отказ в раскрытии секретов. До 50 тыс. евро для физических лиц (сотрудников и руководителей банков) и 10% годового оборота для юридических лиц (кредитных организаций).
Некоторые европейские чиновники и политики сдержанно противятся подобным антибанковским санкциям, которые в конечном счете оказываются антиевропейскими. В течение почти целого года российские деньги находились в Европе, в европейской банковской системе. А теперь Урсула фон дер Ляйен взялась реализовать американский план: выявить все замороженные в Европе российские резервы, конфисковать их и полученные средства направить в помощь Украине. И все прекрасно понимают, что конфискованные деньги пойдут в Америку для оплаты поставок американского оружия.
И вот еще одна новость. 15 февраля Комитет постпредов стран Евросоюза (COREPER) утвердил мандат специальной рабочей группы, которая займется анализом условий использования замороженных российских активов. Руководить группой поручено главе шведского управления внешней торговли, бывшему постпреду королевства при ЕС Андерсу Анлиду. Он уже объявил, что одна из первых задач группы – ревизия замороженных средств по странам ЕС. Активы остаются в юрисдикции отдельных стран. Их, по мнению шведа, следует консолидировать и направить в специально созданный инвестиционный фонд Евросоюза. Де-юре никакой конфискации не будет, но замороженные российские активы будут работать и приносить доход. Бенефициаром должна быть Европа, а не Америка.