На состоявшемся 17 февраля обсуждении черноморской политики США и Румынии, которое было организовано румынским экспертным центром «Новая стратегия» (New Strategy Center) и американским Центром изучения европейской политики (CEPA) с участием бывшего командующего армией США в Европе генерала Бена Ходжеса, министра иностранных дел Румынии Богдана Ауреску, председателя комитета по иностранным делам и обороне парламента Норвегии проф. Ине Эриксен Серейде и академических экспертов, было заявлено, что успехи в сдерживании России в регионе зависят от эффективности т. н. расширенной обороны, подразумевающей постоянное присутствие в акватории натовского флота и вовлечение в действия альянса Молдавии и государств, прежде всего, Грузии.
Посредником между Молдавией и Грузией, с одной стороны, и НАТО – с другой, выступает Румыния. О желании Бухареста включить Молдавию в проект «Великая Румыния» и вытеснить российский миротворческий контингент из Приднестровья хорошо известно. На заигрывания Бухареста с Грузией обращают меньше внимания, хотя попытки дотянуться до Закавказья говорят о далеко идущих планах румынских стратегов.
В октябре 2022 г. Бухарест и Тбилиси подписали декларацию «О формировании стратегического сотрудничества между Грузией и Румынией», предполагающую ежегодное обсуждение вопросов безопасности и диалог парламентов двух стран. Дружба Румынии и Грузии высокопарно названа в документе многовековой, обозначены ближайшие цели – соединить Чёрное и Каспийское моря грузовыми и цифровыми маршрутами и энергетическим коридором, по которому энергоресурсы Каспия будут попадать через Чёрное море на европейский рынок.
Закавказье рассматривается как перекрёстный пункт на пути из Чёрного моря к Каспию и далее в Среднюю Азию. За этим скрывается стремление Румынии превратиться в энергораспределительный узел Европейского союза. Румынская нефтяная промышленность и транзитная система в состоянии не только обеспечить перевалку энергосырья из Средней Азии и Кавказа через Чёрное море в страны ЕС, но и обеспечить его переработку в продукты нефтехимии.
Этот план слишком амбициозен, чтобы его можно было легко реализовать. Бухарест загодя старается изменить расклад сил в регионе: при поддержке США наращивает свой военный потенциал, поддерживает политику Запада по вытеснению России из Черноморского региона, старается переключить внимание Вашингтона с Балтики и Ближнего Востока на Чёрное море и Кавказ.
Для румынской геополитики Закавказье – это восточный фланг Чёрного моря, расположенный географически практически напротив Румынии. Приднестровье и Закавказье – это полюса одного и того же проекта по созданию благоприятных геополитических условий для расширения в этих регионах румынского присутствия. Бухарест пытается оказывать влияние на политические процессы в условном четырёхугольнике Средиземное море – Балтийское море – Эгейское море – Чёрное море. С румынской точки зрения одна из сторон этой фигуры «не завершена» – это Чёрное море, откуда Западу не удаётся вытеснить Россию.
При этом Чёрное море для румынских стратегов – один из полюсов оси Карпаты – Чёрное море, где присутствие Румынии является обязательным условием для её превращения в лидера Юго-Восточной Европы. Для стратегической устойчивости румынского контроля над Карпатским регионом Бухаресту необходим контроль над внешней политикой Украины и Молдавии.
Последние заявления Кишинёва об угрозе молдавской демократии со стороны России и российских «голубых касок» на Днестре и обещания Киева помочь Кишинёву разделаться с Приднестровьем суть проявления прорумынской политики режимов Зеленского и Санду.
Бухарест рассматривает южную и восточную части акватории Средиземного моря вкупе с Чёрным морем как субрегион, важный для экономического процветания Румынии. По подсчётам румынских энергетиков, разработка новых газовых месторождений в Чёрном море может принести Румынии к 2040 г. $26 млрд. Румыния старается реанимировать проект TRACECA (транспортный коридор Европа – Кавказ – Азия), который пролегает по территории Грузии и позволит Румынии превратиться в поставщика среднеазиатской нефти через порт Констанца по суше в страны Балкан и Западной Европы, а по морю – в итальянский порт Триест. Без контроля над южной и восточной частями Средиземноморья это невозможно.
Стратегическая значимость Грузии для румынской политики в Чёрном море тем выше, чем менее склонна к участию в антироссийских прожектах Турция. Ей в румынских планах отводится функция «помоста» между Бухарестом и постсоветской Средней Азией. Территориально Турция простирается полукольцом вдоль южного отрезка черноморского побережья от Балкан до Закавказья.
Румынская часть черноморского побережья гораздо меньше, посему Румыния старается компенсировать это распространением своего влияния на Молдавию и Украину. Формат сотрудничества с Анкарой в Черноморском регионе Румыния обозначает как «региональное совладетельство» (regional co-ownership), а саму Анкару как незаменимого союзника для обеспечения региональной стабильности. Анкара формально приветствует румынские инициативы в Черноморском бассейне, но уклоняется от откровенно антироссийских действий.
Сейчас Румыния проводит масштабную модернизацию ВМФ. По программе «Многофункциональный корвет» будут спущены на воду четыре новых корвета и модернизированы фрегаты «Королева Мария» и «Король Фердинанд». Дополнительно стартует программа оснащения подводных лодок и закупка у партнёров по НАТО броневиков-амфибий и вертолётов морской авиации.
Начальник штаба ВМС вице-адмирал Михай Панайт не скрывает – всё это для противодействия России.