В России, как и в любой другой стране, имеется два института денежных властей – Минфин и Центробанк. Если судить по российскому законодательству, то эти два института должны дистанцироваться друг от друга. А Федеральный закон о Банке России вообще выстраивает китайскую стену между указанными двумя ведомствами: «Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства» (статья 2).
Можно также упомянуть статью 22 Федерального закона «О Банке России»: «Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении… Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов».
Однако в российском законодательстве ничего не говорится о том, может ли Банк России кредитовать министерство финансов. Вопрос, на первый взгляд, звучит абсурдно. Во всех ведущих экономиках мира центробанки кредитуют правительство, а не наоборот, но Россия – уникальная страна, в ней многое наоборот.
Основная статья обязательств Банка России – эмитированные наличные рубли. Вторая по величине статья – казенные деньги, которые Минфин размещает на депозитных счетах российского Центробанка. С одной стороны, это депозитная операция, с другой – кредитование государством Центробанка. Финансовое ведомство собирает налоги и иные бюджетные поступления и размещает их на хранение в банковской системе – некоторую часть на депозитах коммерческих банков, но основную часть в Банке России. В последнем годовом отчете Центробанка имеется баланс Банка России на 31 декабря 2021 года. Общая величина обязательств ЦБ – 36,21 трлн руб. Из них на наличные деньги в обращении пришлось 14,07 трлн руб. А на казенные средства на счетах Банка России – 12,30 трлн руб. (более трети всех обязательств).
И что тут такого, спросят некоторые? Ведь Минфину надо же где-то хранить деньги, поступающие в казну. Надо, но не в таких количествах. Известно, что в декабре каждого года начинается бюджетный ажиотаж: деньги, поступавшие в бюджет на протяжении многих лет, начинают стремительно тратиться. А все дело в том, что бюджетные деньги нужны Центробанку, и Минфин, идя на встречу своему партнеру с Неглинки, придерживает деньги до конца года. Упомянутая выше сумма 12,30 трлн руб. – это то, что осталось на депозитах Банка России после декабрьской «раздачи слонов». Сумма астрономическая. Отмечу, что расходы федерального бюджета в 2021 года составили 24,77 трлн руб. Т. е. на конец 2021 года на депозитах Банка России находилась половина годового бюджета Российской Федерации!
Вспомним советский опыт. Бюджетные расходы планировались не только на год, но и помесячно. Остатки средств советского Минфина на счетах Государственного банка СССР строго нормировались. Если исходить из советского опыта, то на депозитах нынешнего Минфина в любой момент времени должна находиться (условно) 1/12 часть годового бюджета. Если брать с запасом – 1/6 часть годового бюджета. А у нас сегодня в любой момент времени оказывается 1/2, а то и больше.
Если все называть своими именами, Минфин щедро кормит Центробанк деньгами налогоплательщиков. Об этом хорошо знает и премьер М. Мишустин, поскольку возглавлял Федеральную налоговую службу и видел, что происходило с собираемыми ФНС налогами. Вероятно, не без его давления начался процесс исправления денежных перекосов. Так, по итогам первых двух месяцев текущего года расходы бюджета составили 5,4 трлн руб., или 18,6% запланированных годовых расходов (т. е. даже несколько больше средней двухмесячной нормы расходов, равной 16,7%). Раньше в первые два месяца года осваивалось иногда менее 10 процентов. Можно ожидать, что и величина депозитов Минфина в Банке России станет более адекватной.
Если исходить из гипотетической нормы остатков на счетах, равных среднему двухмесячному объему бюджетных расходов, то в Банке России величина таких остатков не должна превышать 4,8 трлн руб. Увы, пока до такого идеала крайне далеко. Согласно «Обзору Банка России», позиция «Чистые требования к органам государственного управления» на 1 декабря прошлого года равнялась минус 9,04 трлн руб. Чистые требования представляют собой разницу между требованиями Банка России к Минфину по облигациям федерального займа (ОФЗ) и обязательствами Банка России перед Минфином (возникших в результате размещения последним казенных средств на депозитах ЦБ). В последнее время сумма требований ЦБ к Минфину находится устойчиво на уровне примерно 1 трлн руб. Не сильно ошибусь, если скажу, что на 1 декабря прошлого года на депозитах ЦБ находилось около 10 трлн руб. казенных денег. На 1 января 2023 года чистые требования ЦБ к Минфину уменьшились до 6,89 трлн руб. Т. е. величина казенных денег на депозитах ЦБ была около 7,7 трлн руб. Депозиты уменьшились примерно на 2,3 трлн руб. в результате декабрьской «раздачи слонов». Последние данные – на 1 февраля 2023. Сумма чистых требований – 7,86 трлн руб. Величина казенных средств на депозитах Банка России начала опять нарастать. Величина минфиновских депозитов в начале февраля приблизилась к 9 трлн руб., что почти в два раза больше моего гипотетического норматива (средняя величина бюджетных расходов за два месяца).
Вывод простой: еще предстоит серьезная работа по наведению порядка, прекращению неафишируемого кредитования Минфином Банка России. Для полноты картины отмечу, что Банк России получает кредитные подпорки не только от Минфина, но также от коммерческих банков. В учебниках по экономике пишут, что ЦБ должен кредитовать экономику, но делает он это не напрямую, а предоставляя кредиты коммерческим банкам, а последние эти деньги в виде кредитов доводят до компаний – конечных заемщиков. Согласно данным Банка России, его кредиты коммерческим банкам составляли следующие суммы (млрд руб.): на 01.01.2021 – 976; на 01.01.2022 – 909; на 01.01.2023 – 1.808; на 01.02.2023 – 2.240. Весьма негусто. Так, на 1 января 2022 года величина таких кредитов составляла всего-навсего 1,7% всех активов Банка России (58,1% всех активов приходилось на валютные резервы, что фактически означало кредитование других стран, почти исключительно тех, которые мы сегодня называем «недружественными»).
Одновременно коммерческие банки размещали и размещают свои свободные ликвидные средства на депозитах Банка России. Величина этих депозитов равнялась (млрд руб.): на 01.01.2021 – 1.796; на 01.01.2022 – 2.804; на 01.01.2023 – 4.949; на 01.02.2023 – 5.801.
Сопоставляя приведенные цифры, мы видим, что не Банк России кредитует коммерческие банки (и через них – экономику страны), а, наоборот, коммерческие банки оказываются чистыми кредиторами Банка России. Сумма чистого кредитования составила (млрд руб.): на 01.01.2021 – 820; на 01.01.2022 – 1.895; на 01.01.2023 – 3.141; на 01.02.2023 – 3.561. Чистое кредитование коммерческими банками Центробанка увеличивается.
По моим оценкам, на депозитах Банка России осели деньги общей суммой 7-8 трлн рублей, которые могли бы работать на экономику Российской Федерации. Банк России превратился в тихую заводь, где оседают «избыточные» деньги Минфина и коммерческих банков. Мы имеем дело со «взаимовыгодным сотрудничеством», бенефициарами которого выступают Банк России, Минфин и кредитные организации. В этой теневой схеме нет лишь 145 миллионов граждан России.
Заглавное фото: ptoday.ru