Как известно, 12 марта в столице Молдавии прошли массовые протестные акции с требованиями погасить расходы на коммунальные платежи и не допустить войны в Молдавии, кроме того, протестующие требовали отставки президента Майи Санду и правительства.
Как и ожидалось, сама Санду обвинила Россию в подготовке госпереворота, а глава Генерального комиссариата полиции Молдовы Виорел Чернэуцану сообщил, что к организации протестов причастны спецслужбы РФ.
Полиция и органы госбезопасности тщательно готовились к отпору, для чего создавались группы быстрого реагирования, работавшие не только в столице, но и там, откуда на Кишинев шли колонны протестующих. В Бельцах, где народ перекрыл трассу, произошли первые столкновения.
В Кишиневе все начиналось мирно, ведь значительную часть недовольных составляли пенсионеры, которые были «вооружены» кастрюлями, мисками и ложками. Причём некоторые украинские СМИ ещё до начала разгона утверждали, что в составе протестантов присутствовали бойцы ЧВК "Вагнер" и российская агентура. Как это замечали находясь в Киеве, украинцы не сообщали, хотя абсолютно все СМИ уверяли, что акцию организовал Путин.
УкроСМИ увидели в Кишиневе «музыкантов»
Когда полиция задержала колонну демонстрантов у здания парламента, демонстранты во главе с вице-председателем партии «Шор» Мариной Таубер попытались прорваться через первый кордон. Начались задержания и столкновения.
Лидер молдавской оппозиции Илан Шор назвал задержания актом терроризма: «Сначала она (Санду) украла их пенсии, а теперь избивает их с помощью армии полицейских и спецназовцев во главе с (начальником полиции Виорелом) Чернэуцану, которого она наградила за прислужничество генеральским чином».
Разгоняли профессионально
Силовики действовали чрезвычайно жестко, но очень организованно.
Как заметили участники протеста и посторонние наблюдатели, задержания проводили хорошо подготовленные «загадочные» люди в штатском и с закрытыми масками лицами, которые «выдергивали» из колонны наиболее активных протестантов и уводили людей в «упаковку». Как сообщал участник событий: «Я спросил, кто вы такие, они ответили, что полицейские. А на вопрос, почему вы работаете в штатском, отвечали, или что приехали из Кагула, Орхея, Дурлешт, или что они из «расследований». Причем, как пишут сегодня в соцсетях, когда к «штатским» обращались не на русском языке, они почему-то отвечали, что «не говорят на румынском».
Инсайдеры сообщают, что уже давно Санду заключила негласное соглашение о возможном сотрудничестве спецслужб Молдавии и Украины, и 12 марта в Кишиневе как раз работали группы специалистов СБУ или Нацполиции Украины. Известно, кто курирует репрессивные аппараты обеих стран, отчего появляются схожие структурные подразделения. Скажем, известно, что в Молдавии учреждают новое подразделение для контроля над СМИ и соцсетями. Это так называемый «Центр стратегических коммуникаций для борьбы с дезинформацией», призванный стать аналогом соответствующих украинских подразделений. Задачи тоже идентичны – разгон русофобии, идеологические зачистки, «охота на ведьм», противостояние влиянию России и борьба с оппозицией.
Соб. корр. ФСК