Не успели утихнуть страсти вокруг подаренного Россией Казахстану космического аппарата «Экран-М» со всеми комплектующими, как вспыхнули страсти новые.
По заявлению ряда СМИ, 2 дня назад Казахстан развернул «космическую войну» с «Роскосмосом», когда суд Международного финансового центра «Астана» арестовал имущество работающей на Байконуре дочерней структуры «Роскосмоса» ЦЭНКИ (Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры) и намерен взыскать с неё задолженность в размере 13,68 млрд тенге. В Министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана сообщили, что арест был наложен в результате проведения работ по ОВОС (оценки влияния на окружающую среду) ракеты «Союз-5».
В СМИ начали говорить, что конфликт может привести к уходу России с Байконура, хотя не сообщали куда уходить. Звучали заявления, что «это сознательная диверсия, удар по единству ЕАЭСЧ и ОДКБ» и что «министр Багдат Мусин пытается вбить клин между Токаевым и Путиным».
Одна за другой появились версии, что это заговор англичан, чьи спецы работают в МФЦ «Астана». Предполагали, что казахи хотят отжать у Роскосмоса прибыльную часть туристической инфраструктуры (гостиницы, аэродром, гостевые комплексы), ведь на Байконур наблюдать за стартами приезжают сотни людей, а стоит это немало. Подозревали, что глава «Роскосмоса» Юрий Борисов критиковал отвечающего за строительство стартовой площадки для ракеты «Союз-5» министра Багдата Мусина в задержке и получил ответку.
Когда эмоции поутихли, вице-министр МЦРИАП Малик Олжабеков заверил, что информация о конфликте не более чем «художественный вымысел и выдумки». «Я, как человек непосредственно работающий с Багдатом Мусиным и Юрием Борисовым, могу со всей ответственностью заверить, что ничего подобного нет. Информация о конфликте не соответствует действительности, отношения абсолютно партнёрские и деловые. Поводов для выяснения отношений у руководителей нет. Поэтому то, что приводится в источниках, художественные вымысел».
Вице-министр МЦРИАП Малик Олжабеков
В Министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана сообщили, что на текущий момент арестовали только одну единицу имущества АО ЦЭНКИ, находящейся на Байконуре, – это помещение гаражного типа.
И наконец, оказалось, что дело в реальном долге, когда ЦЭНКИ получило аванс за эскизный проект стартового комплекса «Байтерек», а работу не сделало, хотя руководство не раз утверждало, что проект готов. Кстати «Роскосмос» к настоящему времени уже потратил на создание «Союза-5» 62 млрд рублей, а стартовой площадки пока нет.
Судебное дело затянулось с 2021 года, но огласку получило лишь сегодня, после решения суда. По словам вице-министра Олжабекова, «по условиям договора, ЦЭНКИ должны были подготовить документацию на прохождение ОВОС. Работы со своей стороны ЦЭНКИ сдали, но со стороны «Байтерека» они не были приняты в связи с претензиями к качеству материалов. Спор пытались урегулировать в течение года, мы рекомендовали российской стороне найти подходы без вовлечения суда. Однако подход так и не был найден, соответственно, АО «СП Байтерек» было вынуждено обратиться в суд. Принятие решения судом в пользу «Байтерек» не устроило ЦЭНКИ. Теперь они будут проводить процедуру по оспариванию решения».
В казахстанском министерстве уверяют, что такого рода споры «не являются чем-то позитивным для нас», но никак не повлияют на взаимоотношения Казахстана и России в космической сфере и «мы не видим здесь препятствий или причин для ухудшения отношений».
Вице-министр Олжабеков отметил бредовость слухов об уходе России с Байконура, сообщив, что 14-15 марта 2023 года в Астане проведена рабочая встреча руководства МЦРИАП с делегацией «Роскосмоса» по актуальной повестке двустороннего сотрудничества, где подтвердили о намерениях дальнейшей реализации проекта «Байтерек» - совместного предприятия по переходу на использование на Байконуре экологически чистых ракет-носителей вместо ракеты «Протон» на ядовитом гептиле. Работы ведутся.
Соб. корр. ФСК