Саудовская нефть через Израиль на маршруте Эйлат – Ашкелон

Саудовская нефть через Израиль на маршруте Эйлат – Ашкелон

Эр-Рияд будет пытаться содействовать смягчению напряжённости между Ираном и Израилем

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

https://t.me/fsk_today

Подписание 10 марта при активном содействии Китая официальными представителями Саудовской Аравии и Ирана заявления о нормализации двусторонних отношений не может не оказать серьёзного влияния на мировые энергетические рынки.

Характерно, что почти одновременно с успешным завершением консультаций в Пекине Эр-Рияд и Тель-Авив де-факто договорились об использовании трансизраильского коридора, включающего нефтепровод от Эйлата (на Красном море) до Ашкелона (на Средиземное море) для транзита саудовской нефти к Красному морю и далее в Европу, Северную и Южную Америку. По оценкам, этот маршрут позволит КСА нарастить экспорт нефти на 15-25%.

Израиль готов транспортировать саудовскую нефть через свою территорию взамен на присоединение Эр-Рияда к «соглашениям Авраама» (1), заявил в время визита в Италию премьер-министр Биньямин Нетаньяху: «Экономические возможности очевидны. Соединение железных дорог Саудовской Аравии и Аравийского полуострова с портом Хайфой через Иорданию… потребует лишь прокладки 200 километров железной дороги, чтобы связать нефтепровод Арабского полуострова со Средиземноморьем напрямую через Израиль». В случае реализации идеи экспортный маршрут, обходящий Баб-эль-Мандебский, Ормузский проливы и Суэцкий канал значительно сократится.

Ранее нефтепровод Эйлат – Ашкелон уже планировалось расширить на 700 километров, доведя его до нефтеперерабатывающего завода Янбу компании Saudi Aramco на побережье Красного моря, связанного нефтепроводами с районами добычи у берегов Персидского залива (2). «Трубопровод может пройти как по суше, так и под водой в Красном море, хотя, вполне возможно, и встретит противодействие со стороны защитников окружающей среды», – отмечало издание The Globes.

Морской и (предполагаемый) сухопутный маршрут экспорта саудовской нефти через Израиль

Морской и (предполагаемый) сухопутный маршрут экспорта саудовской нефти через Израиль

«Израильский» экспортный маршрут аравийской и иранской нефти, наименее протяжённый и наименее затратный, активно использовался и режимом М. Пехлеви на протяжении почти всех 1970-х годов: до трети иранского нефтеэкспорта в тот период приходилось на маршрут Эйлат – Ашкелон. С 2021 г. этот трубопровод периодически используется для транзита нефти из ОАЭ, а также, возможно, из Бахрейна и Омана.

Первый же и геополитически наиболее важный для Эр-Рияда экспортный Трансаравийский нефтепровод с выходом на южно-ливанский порт Сайда (Сидон) был построен западными (в основном американскими) компаниями после окончания Второй мировой войны. В силу военно-политических обстоятельств эта труба с середины 1970-х годов простаивает, хотя в израильских СМИ сообщалось, что саудовская нефть иногда перекачивается и по этому маршруту. (3)

Периодические сообщения о возможной реставрации и восстановлении трубопровода в основном приходят из Иордании, заинтересованной в удовлетворении растущего спроса на энергоресурсы. С начала 1950-х годов из приграничного с Израилем района Иордании проложено ответвление к порту Хайфа на севере Израиля, где также расположен крупный НПЗ, принимающий и перерабатывающий аравийскую нефть.

Недавно издание Upstream Online со ссылкой на исполнительного директора Saudi Aramco Амина Насера рассказало об амбициозных планах компании на ближайшие два года: «Львиная доля ее капитальных затрат будет направлена на расширение мощностей по добыче нефти и газа». По итогам 2022 года компания получила рекордную чистую прибыль на уровне 161,1 млрд долларов, что на 46,5% больше, чем годом ранее. Как отмечает А. Насер, почти 60% капитальных затрат будут приходиться на добычу и разведку месторождений, а оставшиеся 40% будут распределяться между переработкой, продажами нефти и газа и низкоуглеродной энергетикой. Разработка крупных месторождений, таких как Даммам, Берри, Марджан, Зулуф, Сафания и др., потребуют значительных затрат с перспективой выхода на стабильную производительность в 13 млн баррелей в сутки к 2027 году.

В Эр-Рияде активно работают по всем возможным направлениям. Оптимистичные высказывания израильского премьера совпали по времени с важным шагом на пути к нормализации саудовско-иранских отношений. Интересно, что этот шаг приветствовали в Брюсселе как играющий «центральную роль для региональной безопасности». Не лишено логики предположение, что Эр-Рияд,возможно, с подачи Тегерана и Брюсселябудет, так или иначе, пытаться содействовать смягчению напряжённости между Ираном и Израилем.

Одновременно власти королевства в качестве платы за нормализацию отношений с Израилем добиваются гарантий безопасности со стороны Белого дома, помощи в развитии гражданской ядерной программы и хотя бы частичного снятия ограничений на продажу оружия. Как пишет The New York Timesвозможная сделка «может привести к серьёзной политической перестройке на Ближнем Востоке». Вовлечение Саудовской Аравии в той или иной форме в логику «соглашений Авраама» 2020 года укрепило бы «региональные альянсы, снизив при этом относительную важность палестинского вопроса». Едва ли случайно появление информации о соответствующем предложении Саудовской Аравии Вашингтону за несколько часов до подписания саудовско-иранского заявления в Пекине. Некоторые наблюдатели делают вывод о потере в Эр-Рияде доверия к Вашингтону как к гаранту безопасности королевства и о сближении с Китаем в стремлении «ослабить своё давнее соперничество с Ираном».

Пока перспективы соглашения о саудовско-израильской нормализации не вполне ясны. Не следует забывать о резко негативной реакции Белого дома на решение Эр-Рияда рекомендовать странам «ОПЕК+» сократить добычу нефти. Согласно ноябрьскому опросу Вашингтонского института ближневосточной политики, три четверти саудовцев заявили о негативном отношении к «соглашениям Авраама». Власти королевства неоднократно осуждали активную поселенческую политику и жёсткие действия Тель-Авива на палестинских территориях, и любая серьёзная эскалация, готовая обернуться новой «интифадой», сделает переговоры невозможными.

Тем не менее, пока таковые ведутся. С американской стороны их курируют координатор СНБ по Ближнему Востоку и Северной Африке Бретт Макгурк и помощник Байдена по глобальным энергетическим вопросам Амос Хохштейн. По словам одного из них, несмотря на «непосредственную роль» наследного принца, более активным собеседником в последнее время была посол Саудовской Аравии в Вашингтоне принцесса Рима бинт Бандар ибн Султан аль Сауд, отец которой, бывший глава внешней разведки королевства Бандар ибн Султан ибн Абдул-Азиз, также долгое время занимал аналогичную должность.

Контуры трансрегионального железнодорожного проекта с участием Израиля и арабских стран

Контуры трансрегионального железнодорожного проекта с участием Израиля и арабских стран

Так или иначе, активные консультации с привлечением ряда видных представителей израильских экспертно-аналитических центров продолжаются. Маловероятно, что саудиты будут особо способствовать внешнеполитическому успеху Сонного Джо, но сам факт продолжения дискуссий свидетельствует о прагматичном подходе наследного принца, публично заявлявшего о взгляде на Израиль не как на врага, а скорее как на «потенциального союзника», неформальные контакты с которым (добавим от себя) и сегодня носят достаточно продвинутый характер.

Примечания

(1) Соглашения о полной нормализации отношений между Израилем, Объединёнными Арабскими Эмиратами, Бахрейном и Марокко, достигнутые в 2020-21 гг. при активном посредничестве администрации Трампа.
(2) Трубопровод «Восток-Запад» (East-West pipeline) – ключевая артерия для транспортировки саудовского сырья с востока страны на запад, призванный обеспечить не только вывод нефти и газа через Красное море в Европу, но и растущее внутреннее потребление, включая амбициозные проекты «городов будущего», таких как Неом на северо-западном побережье Красного моря.
(3) Реконструкция нефтепровода ещё в 2005 г. оценивалась в сумму от 100 до 300 млн долл. Затраты на транспортировку с его помощью могли бы быть на 40% ниже, чем при перевозке на танкерах до портов в Суэцком канале или через сам канал, как это делается сейчас. В возрождении трансаравийского пути заинтересована и транзитная Иордания.

https://zen.yandex.ru/media/fondsk.ru