Иконы из Киево-Печерской Лавры

Как идёт разграбление русских культурных ценностей Украины

Из жизни страдающих от токсичной русской культуры

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Докладчики Совета по правам человека Организации Объединённых Наций обвинили Россию в якобы имевшем место уничтожении в ходе СВО украинских культурных ценностей.

Нетрудно догадаться, из какой столицы подбросили экспертам ООН тему исчезающих реликвий. Нет сомнений, кто разбазаривает национальное достояние бывшей УССР, тот и вздыбил тему надругательств над святынями и ценностями. Славяне давно подметили: на воре и шапка горит, вор на ярмарке громче других кричит «Держи вора!».

Как по заказу, в этот момент в Киеве находился бывший министр культуры (2010-2012), экс-посол (2012-2016) Литвы при ЮНЕСКО, с 2019 года – директор национального художественного музея Арунас Гелунас. Он и подхватил тему, цитируем: «Россияне уничтожают объекты культурного наследия, театры, музеи, галереи с их фондами, памятники, монументы и скульптуры, посвящённые лучшим представителям украинской нации – мыслителям, писателям, поэтам и воинам».

Литовец не привёл ни одного факта, потому что их в природе не существует. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова осудила заявления ООН и Гелунаса: «Ничего нового, кроме набивших оскомину безосновательных выпадов в адрес РФ, в данном опусе не содержится. Налицо очередная попытка выгородить киевский режим, а также демонизировать Россию. На объективность, как обычно, нет и намёка».

Откуда быть объективности, если эксперты СПЧ опасаются публично высказывать свое мнение о войне Киева с русским культурным и историческим наследием, а также о насаждаемой в европейских странах «культуре отмены» всего, что так или иначе связано с Россией!

В контексте «культуры отмены», например, в Прибалтике давно окончательно декоммунизировали общественные пространства, избавив улицы, площади и скверы от монументального наследия времён СССР. Из школьных программ в Литве, Латвии, Эстонии вычеркнули произведения русских авторов, библиотечные полки освободили от «неправильных» книг, кинопрокат – от опасных для национальной безопасности фильмов, театры – от разлагающих титульные нации спектаклей драматургов с русскими фамилиями.

Дерусификация в Латвии добралась до рынка продуктов. По инициативе националистов привычную «Русскую горчицу» переименовали в «Классическую», сыр «Российский» – в «Тильзитский».

А вот ещё факты. В Прибалтике российское кино «Чебурашка» запрещено. Рижский кукольный театр отказался от спектаклей «Рики-Тики-Тави», «Дюймовочка», «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», «Незнайка» и других детских постановок. Оказывается, «они носят пропагандистский характер, травмируют психику маленьких зрителей».

От токсичной русской культуры в Эстонии страдают и взрослые, причём по обе стороны баррикад. Госкомпания «Эстконцерт» разорвала контракт с дирижёром Андресом Мустоненом. Он осмелился посетить Новосибирск, где выступал вместе с пианисткой Екатериной Мечетиной (членом Совета по культуре и искусству при президенте России) и джазовым трубачом Вадимом Эйленкригом (подозрителен тем, что публично не осудил СВО).

По рекомендации шефа политической полиции (КаПо) работодатель Керту Орро «осудила выступление музыканта и разрывает с ним сотрудничество». В результате оркестр остался без дирижёра, мужской хор – без руководителя.

Выписывая Мустонену волчий билет, гендиректор «Эстконцерта» добавила: «Культурное сотрудничество между Эстонией и Россией закончилось 24 февраля 2022 года».

Вот между Прибалтикой и Украиной оно цветёт. На рабочем столе автора статьи лежит буклет выставки «Футуромарення. Украина и авангард». В Таллине представлены новаторские художественные видения будущего, рождавшиеся в 1910-1920 годах. По словам директора художественного музея Кади Полли, в экспозиции – «радикальные грёзы о будущем в живописи и киноискусстве, сценографии, архитектуре и литературе Александры Экстер, Давида Бурлюка, Василия Ермилова и других выдающихся авторов».

Директор художественного музея Украины Юлия Литвинец рассказала: в Эстонию привезли 110 работ из четырёх собраний, в том числе из музея театрального, музыкального и киноискусства Украины, из частных галерей и коллекций. Все произведения «подчёркивают особенности украинской художественной жизни в контексте мировых художественных процессов первых десятилетий ХХ века».

Эстонские составители рекламного издания оповещают: «История украинского авангарда – это опыт, которому можно сопереживать, ведь у него много общего с созданием эстонского государства и нашими поисками идентичности как эстонцев и европейцев».

Важное, как обычно, напечатано в неприметном месте самым мелким шрифтом. С помощью увеличительного стекла читаем: «Мы предоставляем авангардному наследию безопасное место временного хранения в Эстонии».

Далее следуют благодарности людям, приложившим руку к появлению уникальной коллекции в Таллине. Среди прочих упомянут Арунас Гелунас, директор национального художественного музея Литвы. Он же является куратором выставки 66 мировых шедевров, привезённых в Вильнюс из Львова. Прежде реликвии принадлежали князьям Потоцким и Лозинским. В экспозиции представлена живопись XV-XX веков итальянских, фламандских, испанских, голландских, немецких, австрийских, польских и других мастеров.

В буклете вновь отмечено: «Если б выдающейся коллекции не угрожал вандализм русских, её не стали бы вывозить из Львова». Позвольте, господа, где Донбасс, а где Галиция. Какие могут быть угрозы?

Ещё один успешный проект Гелунаса – вывезенные в Литву святыни Киево-Печерской лавры. Речь идёт об иконах XVI-XVIII веков, изделиях из драгоценных металлов, камней, тканей, старинных книгах, живописи, уникальных археологических находках, всего не перечислить.

Плакать хочется, когда читаешь пояснительные тексты к ним: «Искусство Украины сверкало в конце XVII – начале XVIII веков. В эпоху барокко украинские мастера являлись законодателями мод в Европе». И рыдать: «Русские захватчики стремятся варварски уничтожить украинскость, память и ценности украинцев».

Даже неловко спрашивать, когда и каким образом сокровища лавры (и музеев Львова) стали украинскими? Не Сталин ли подарил?

Имеется в активе Арунаса Гелунаса совершенно секретная спасательная операция. Он организовал перевозку из киевского музея Ханенко (официальное название: Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко) крупнейших на Украине коллекций произведений искусства Европы, Азии и Древнего мира стоимостью в сотни миллионов долларов. Рембранд, Гойя, Дюрер...

Шила в мешке не утаишь. Стало известно, что вместе с гражданином Украины Александром Рудником литовец Гелунас при покровительстве министров культуры двух стран Александра Ткаченко и Шимона Кайриса вывозят в Вильнюс с Украины культурные ценности мирового значения. Такие дела по личной инициативе не делаются. О них обязаны знать премьеры и президенты. По-видимому, в курсе происходящего, поскольку посольствам двух стран даны команды оказывать всяческую поддержку и помощь «эвакуаторам».

Камуфлируется процесс как раз скандальными заявлениями докладчиков СПЧ ООН. Безосновательные обвинения в адрес РФ призваны отвлекать внимание мирового сообщества от происходящего. Экспертам ООН многие верят. Тем временем ценности утекают в неприметные, но надёжные хранилища. А кое-что прилипает к рукам главных ценителей европейской живописи в лице Гелунаса и Рудника. На теневом антикварном рынке Литвы уже можно купить за $350 000 «Девушку в ладье» Виктора Васнецова, «Русскую деревню» Василия Поленова за $67 000, «После венца/Поздравление новобрачных после венчания» Ильи Репина за $1 950 000, «Портрет мальчика» Василия Тропинина за $150 000. На продажу выставлен 41 лот, но неизвестный коллекционер обещает новые шедевры.

Найдутся читатели, которые возразят: так не бывает. Увы! Именно так и бывает. Перед Второй мировой войной в Каунасе (тогдашней столице Литвы) с художественной выставки бесследно исчез авторский вариант «Чёрного квадрата». В революционном угаре 1990-1991 годов из экспозиции художественного музея Литовской ССР испарились полотна Василия Сурикова, Константина Коровина, Николая Рериха, Исаака Левитана, Ивана Шишкина. Больше их нет. Следы остались только в старых каталогах.