Состоявшиеся 5 – 7 апреля визиты в КНР президента Франции Макрона и председателя Еврокомиссии фон дер Ляйен, как и визит Шольца в декабре 2022 г., показывает заинтересованность ЕС в укреплении торговых отношений с Китаем и доступе на китайский рынок. Интерес этот растёт тем сильнее, чем сильнее США пытаются обрубить политические и торгово-экономические китайско-европейские связи.
В ситуации, когда США специальным набором государственных мер переманивают к себе мощные европейские компании, значение Китая для ЕС ещё больше возрастает. Сейчас Китай для ЕС остался единственным крупным рынком и источником капиталовложений. И для Китая даже частичная потеря европейского рынка была бы чувствительной. Ухудшение отношений между Китаем и ЕС при товарообороте порядка 800 млрд. долл. ослабило бы обе стороны.
Итоги переговоров Макрона и фон дер Ляйен с китайской стороной показывают, что сильная китайско-европейская экономическая взаимозависимость на данный момент удерживает Францию, как и ЕС в целом, от разрыва с Китаем. Рассорить Европу и Китай Вашингтону пока не удаётся.
На встречах с Макроном и фон дер Ляйен китайская сторона указала на необходимость стратегической автономии Европы, как на обязательное условие устойчивых и взаимовыгодных китайско-европейских отношений. Иными словами, если европейцы будут говорить голосом Вашингтона, проблемы в китайско-европейских отношениях будут множиться.
Контекст и итоги визита европейских лидеров в КНР показывают, что президент Франции и председатель Еврокомиссии, похоже, приехали в Китай с разной повесткой и придерживаются разных подходов по темам, связанным с Китаем. Президент Франции приехал, прежде всего, для развития двусторонних отношений и более положительно по сравнению с лидерами США, НАТО и ЕС отозвался о позиции Китая из 12 пунктов по прекращению украинского кризиса путём переговоров. Напротив, фон дер Ляйен «является более ястребиной фигурой, подталкивающей к эскалации конфликта». Она выступила с критическими оценками позиции КНР в украинском кризисе и была больше озабочена этим вопросом. Кроме того, председатель Еврокомиссии повторяет антикитайскую риторику США по тайваньскому вопросу и внутренней политике КНР.
Несовпадение оценок у президента Франции и председателя Еврокомиссии поставило вопрос о том, могут ли европейские лидеры удерживать в отношениях с Китаем равновесие между торговлей и геополитикой.
Что касается президента Франции, его визит затевался именно ради урегулирования торгово-экономических вопросов с Китаем и продвижения французских интересов на китайском рынке. Украинский вопрос шёл у Макрона как бы довеском к основной экономической повестке.
Симптоматично, что президента Франции в ходе его китайского визита сопровождала делегация из полусотни генеральных директоров ведущих французских промышленных компаний, в том числе руководители высшего звена французского энергетического гиганта EDF, производителя железнодорожного транспорта Alstom, авиапроизводителя Airbus и др.
Выступая перед французской общиной Пекина по прибытии в КНР, Макрон подтвердил, что Франция не будет «отмежёвываться, отделяться от Китая» и будет «активно продолжать поддерживать коммерческие отношения с Китаем», что противоречит ожиданиям и планам США.
На двусторонних переговорах рассматривались вопросы дальнейшего экономического сотрудничества в таких областях, как авиация, ядерная энергетика и новая энергетика, сельское хозяйство и производство продовольствия, наука и технологии, устойчивое развитие, культура. В завершение переговоров в присутствии Си и Макрона были подписаны документы о двустороннем сотрудничестве по этим направлениям.
Ожидания китайской стороны от дальнейшего развития сотрудничества с Францией по итогам визита выразил Вэй Цзяньго – зампредседателя Китайского центра международных экономических обменов и бывший министр торговли КНР. По его словам, двусторонний китайско-французский товарооборот может превысить 100 млрд. долл. в течение двух-трёх лет по сравнению с 81 млрд. долл. в прошлом году. Китай и Франция также укрепят сотрудничество на сторонних рынках, особенно в Африке.
Что касается украинского вопроса, то он не играл главной роли в повестке визита Макрона в Китай и, более того, не будет определяющим в китайско-европейских отношениях в будущем, что подтверждается рядом характерных деталей на переговорах.
Так, на трёхсторонней встрече с президентом Франции и председателем Еврокомиссии председатель КНР подчеркнул, что кризис на Украине не является проблемой между Китаем и ЕС, с чем представители Европы согласились. Согласились они и с тем фактом, что Китай не создавал кризис на Украине. Макрон и фон дер Ляйен сказали, что ценят усилия Китая по содействию политическому урегулированию и надеются, что Китай будет играть более важную роль. Европейские визитёры вполне удовлетворились обещанием китайской стороны продолжать играть позитивную роль в содействии мирным переговорам и связаться с главой киевского режима Зеленским, «как только для этого созреют условия».
Это показательно, поскольку накануне визита Макрон показывал или, возможно, имитировал перед Вашингтоном готовность отработать на встрече с Си Цзиньпином украинский вопрос, обещал уговорить китайскую сторону надавить на Россию, чтобы Москва согласилась свернуть СВО. В случае с Макроном сомнительно, что он считает эту задачу выполнимой. Поэтому, судя по факту подписания главами КНР и Франции совместного заявления по итогам визита и обилию соглашений в торгово-экономической области, украинский вопрос не повлиял на успех китайско-французских переговоров.
При общей оценке итогам визита Макрона и фон дер Ляйен китайские эксперты согласны, что он «не только привёл к плодотворным деловым сделкам в области транспорта, энергетики, сельского хозяйства, культуры и науки, но также послужил ориентиром для будущего направления китайско-французских и китайско-европейских отношений, поскольку лидеры обеих сторон искали более разумный способ сосуществования в эпоху после пандемии и в условиях кризиса на Украине, несмотря на различия и конкуренцию».
Дипломатическая активность стран ЕС на китайском направлении продолжает расти. Визит президента Франции и председателя Еврокомиссии в КНР последовал вслед за визитом премьер-министра Испании Педро Санчеса. В середине апреля ожидается визит в КНР главы МИД ФРГ Анналены Бербок.
В Китае полагают, что развитие китайско-европейских отношений работает на укрепление многополярного мира, поскольку означает провал попыток США ослабить Китай и окончательно подчинить себе Европу. Германия до последнего боролась за «Северный поток - 2», пока США его не взорвали. И появляется вопрос: что и когда США готовы «взорвать», чтобы рассорить Европу с Китаем?