В конце марта, вскоре после своего прибытия в Бухарест, новый посол США в Румынии Кэтлин Кавалец (Kathleen Kavalec) посетила с рабочей поездкой порт Констанцу. В репортажах западных СМИ при освещении этого события основной упор делался на то, что интерес США к Румынии в целом и Констанце в частности обусловлен значением «Инициативы трёх морей» и имеет чисто экономическую подоплёку. Мол, дело исключительно в поощрении кооперации и евроинтеграции.
Посол США в Румынии Кэтлин Кавалец
В том, что это не совсем так, заставляет усомниться множество фактов. «Инициатива трех морей» была запущена в 2016 году польскими властями, что само по себе уже многое объясняет в силу занимаемых ими ярых русофобских позиций. Официальной целью проекта было заявлено развитие региональной транспортной и энергетической инфраструктуры по линии Север – Юг. Однако всем давно и хорошо известно, что «Инициатива» выдаёт старое за новое: воспроизводит идеи «Междуморья» Юзефа Пилсудского. Это старые польские геополитические концепции межвоенного времени, получившие развитие применительно к современным условиям при участии Яна Бжезинского (сына того самого Збигнева Бжезинского).
Профессор Варшавского университета Рышард Земба уверен, что, начав в рамках «Трехморья» с инфраструктурных проектов, польские политики намерены объединить страны Центральной Европы в один блок под стратегическим руководством Польши. В своей вышедшей в 2020 году книге «Польская внешняя политика и политика безопасности» Р. Земба пишет: «Объединение демографического и экономического потенциала региона позволило бы существенно повысить независимость как от России, так и от Германии». Здесь проталкивается давняя идея превращения Польши в великую державу.
«Инициатива трех морей» отвечает геостратегическим целям Вашингтона и способствует продвижению геополитических интересов США. Американцы стали ее финансировать и тщательно контролировать. Ни один из многочисленных саммитов руководства 12 стран-участниц проекта не обошелся без участия высокопоставленных представителей США. Помимо задачи окончательно выдавить РФ с европейского рынка энергоресурсов и создать «санитарный кордон», который отрежет Россию от Европы, инициатива приобрела после начала СВО не столько политико-экономический, сколько военно-стратегический характер. По итогам очередного саммита «Инициативы трех морей» (июнь 2022 г., Рига) Украине был предоставлен статус «участвующего партнёра» организации. Польский президент Анджей Дуда отметил, что этот статус предназначен не только для Украины, но также может быть использован и другими не входящими в ЕС странами. Намёк прозрачен.
Киев сразу же предложил включить в повестку военные задачи. Развитие транспортной инфраструктуры, по словам Зеленского, способно обеспечить надёжный тыл на случай военного конфликта между странами региона и Россией, так же, как уже имеющиеся пути сообщения сейчас обеспечивают поставки с Запада оружия и топлива самой Украине. Его поддержал выступивший на саммите с видеообращением госсекретарь Энтони Блинкен, который отметил, что украинский конфликт сделал достижение целей «Инициативы трёх морей» необходимостью. Это касается не только диверсификации энергетических потоков, но и строительства транспортной инфраструктуры, которая, как подчеркнул Блинкен, необходима для развертывания сил НАТО и обеспечения вывоза зерна с Украины.
В первую очередь планируется включение Украины в проект автомагистрали Via Carpathia, которой отводится роль рокадной дороги. Одним из приоритетных проектов «Инициативы» считается проект Rail-2-Sea, предполагающий строительство железнодорожных линий от порта Гданьск на польском побережье Балтийского моря до румынской Констанцы на Черном море. О нем заговорили в 2018 году, в 2021-м были согласованы сроки и необходимые инвестиции, реализацию намечено завершить до 2029 г.
Военно-морская база и крупный порт Констанца превратился в хаб, который по масштабам поставок оружия на Украину сопоставим со ставшим знаменитым польским городом Жешув, точнее – тамошней базой НАТО. Доставка морем в Одессу даже выгоднее: за один рейс можно доставить такой груз, что и десяток железнодорожных составов не управится. Не требуется учитывать разницу ж/д колеи и тяги локомотивов, никаких ограничений по габаритам, небольшое плечо и масса других преимуществ. Бухарест и не скрывает, что рассматривает его как ресурс для быстрой переброски большого количества войск и военной техники НАТО.
Пан Анджей Дуда воинственно заявил: «У нас более 500 лет традиции войн против России в этой части Европы, и мы всё ещё здесь». Однако далеко не все с ним согласны. Депутат от партии «Патриоты румынского народа» Михай Иоан Ласка заявил: «Условие, позволяющее избежать вступления Румынии в войну – это денонсация соглашения о вступлении в НАТО. Законы, принятые две недели назад парламентом, дают НАТО полную свободу распоряжаться румынским командованием и национальной территорией страны в тотальной войне против России». Депутат отметил, что членство в альянсе противоречит интересам Румынии, а Бухарест должен добиться вывода иностранных войск с территории страны и провозглашения нейтралитета. «Пришло время признать, что мы оказались в состоянии двойной оккупации, военной и невоенной. Военная была предопределена с вступлением Румынии в НАТО и появлением иностранных войск на нашей территории. Невоенная оккупация действует в экономике, культуре и образе мыслей», – заявил Ласка.
Михай Ласка на трибуне парламента
Это далеко не первое проявление антинатовских настроений в Европе. Кажется, европейцы начинают понимать, что их страны играют роль пешек в большой игре США против России. И пешки будут брошены первыми в этот котел, в то время как заокеанский «гарант, большой брат и учитель» будет наблюдать за происходящим с безопасного расстояния. До первого «Посейдона»...